Знаменитый английский иллюстратор Джордж Крукшанк

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2
knopka_add3
продажа картин

Регистрация/Вход


Быстро и удобно!

Авторов онлайн

Никакой

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Гостей онлайн

Сейчас 504 гостей онлайн
Главная Статьи об искусстве Знаменитый английский иллюстратор Джордж Крукшанк
 
 
 

Знаменитый английский иллюстратор Джордж Крукшанк

Павел Ин. Автор:
Павел Ин.


Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
Статьи об искусстве - Статьи о искусстве
Автор: Павел Ин.   
10.08.2012 16:33

27 сентября 2012 года празднуется 220-летие Джорджа Крукшанка


Трудно сказать, чем интереснее для нас этот замечательный английский художник: остроактуальными для своего времени политическими и бытовыми карикатурами или иллюстраци­ями к бессмертным произведениям мировой литературной классики. Имя Джорджа Крукшанка (1792-1878) — иллюстратора связа­но и с великими его соотечественниками современниками Диккенсом, Теккереем, Вальтером Скоттом, и с немецкими романтиками братьями Гримм, и с американкой Гарриет Бичер-Стоу, так же как и с не менее знаменитыми предшест­венниками — Распэ, Смоллетом, Филдингом.

В своих карика­турах он вызывающе смело разоблачал не только мнимое величие наполеоновских побед, но и открытую безнравст­венность английских королей и придворной знати. Его симпатии принадлежали иным слоям общества. Он запечат­лел исторических героев ирландского восстания 1798 года, ратовал за права фабричного люда и задавленных нищетой женщин из низших классов, бичевал алкоголизм как соци­альную болезнь, поражающую взрослых и детей, скорбел о судьбе уличной детворы, лишенной не только образования и воспитания, но прежде всего обреченной на голод и смерть от болезней. Истово, в полном смысле слова не разги­бая спины, он ежедневно создавал рисунки, гравюры и офорты на все эти темы, вкладывая в них настойчивую силу своего критического ума и доброй прозорливой души. От­тиснутые на множительных станках политические листки ценой в пенни расходились по стране, картинки в альмана­хах и журналах с восторгом перелистывались в домах буржуа, в клубах и книготорговых лавочках. В Британском музее хранится около 4000 оригиналов таких произведений художника. Крукшанк чувствовал необходимость безжалост­но вскрывать социальные язвы с прямотой и решительно­стью хирурга, который верит в возможность исцеления. Но за вынужденной жесткостью такого рода жила в нем любовь к незлобивой шутке, к фантазии, сказке; его глубоко затаенной страстью был театр, а близким другом — великий Кин. Иллюстрированию детских книг он отдавался с радо­стью, не ради легкого заработка, и рисовал детей чаще, чем кто-либо из его собратьев по перу.

Возможно, одной из причин этого было и его собственное по-своему счастливое детство. Дед Джорджа, шотландский таможенный офицер, не препятствовал тому, что его 24- летний сын Исаак Крукшанк избрал профессию художника и переехал из Эдинбурга в Лондон. Там от брака с Мери Мак-Нейтон родились два мальчика: Роберт — в 1790 году и Джордж — в 1792. Чтобы прокормить семью, молодой человек брался за любую работу: иллюстрировал детские песенки и стишки, рассказики для юношества, рисовал затей­ливые фронтисписы к молитвенникам и книгам псалмов. Ког­да в 1800 году пришлось изо дня в день выполнять научно- обстоятельные картины к «Общей зоологии» — сыновья играли рядом в сквере Британского музея. Однако главной, захватывающей, любимой работой была карикатура. Ко време­ни, о котором идет речь, Исаак Крукшанк наряду с Джейм­сом Гилреем и Томасом Роулендсоном — одна из наиболее крупных фигур среди антинаполеоновских ^художников- сатириков. Роберт и Джордж рано начали рисовать и помо­гать отцу раскрашивать оттиски гравюр.

Джорджу было 18 с половиной лет, когда в 1810 году умер Исаак. Роберт к тому времени уже самостоятельно работал как портретист. Младший Крукшанк сам избрал для себя роль кормильца матери и четырехлетней сестренки. Он забро­сил свои увлечения кукольным театром, хотя имел явные актерские способности: ведь они не могли дать нужных семье денег. Поступить в Королевскую Академию искусств тоже не удалось. Учение, начатое у отца, Джордж решил продолжать у жизни. Лондонские улицы были богаты типами, сами подбрасывали сюжеты... «Самоучка» — так сказано о Крукшанке в одном из самых представительных западно­европейских словарей художников. Между тем уже в четыр­надцатилетнем возрасте он выступает как профессионал, публикуя свою первую датированную работу «Катафалк лор­да Нельсона» — рисунок пером и акварелью, сделанный сразу после похорон великого адмирала. Это был январь 1806 года; в 1811 он начал постоянно сотрудничать в сати­рическом журнале «Бич». Через три года — обязательная военная служба. С 1816 — постоянная работа карикатуриста и рисовальщика. Ее начало совпало с годом смерти Джеймса Гилрея, и Джордж Крукшанк стал его продолжателем в антинаполеоновской сатире. Наполеоновская тематика надолго занимает Крукшанка. Он высмеивает толстяка Людовика XVIII, который тщится надеть на свои подагрические ноги наполеоновские ботфорты. Даже изображая трагедию на Петровом поле близ Манчестера, где королевская конница, врезавшаяся в толпу рабочих, раздавила 80 тысяч стачеч­ников, он называет свою гравюру «Петерлоо», расценивая случившееся как политический фарс по сравнению с битвой при Ватерлоо. Художник не стеснялся в средствах, разобла­чая противоправные акции правительства. Знаменитый лист «Банкнота» изображал денежную купюру с виселицами вместо геральдических знаков — протест против повешения женщин, вынужденных заниматься изготовлением фальши­вых денег. «Свои самые важные гравюры, — говорил худож­ник, оглядываясь на прошлое, — я делал для того, чтобы спасти жизни тысяч своих сограждан».

Надо сказать, что молодому Крукшанку на редкость по­везло с издателем. Уильям Хаун, дружбу с которым ху­дожник хранил долгие годы, не только печатал, издавал и продавал его карикатуры, участвуя во многих замыслах, но и освободил однажды от ареста за богохульство, найденное властями в крукшанковских листах. Между тем упорный критик социальных порядков яе унимался: в 1820 году он получил сто фунтов за обещание не делать карикатур на его величество — не рисовать короля в ситуациях сомни­тельного свойства. «Дитя Лондона» (так говорят о нем сами англичане), он в совершенстве знал, что называется «изнутри», и внешнюю благопристойность своей высокомерной и пре­успевающей столицы, и ее тайные пороки, ее привлекательные и отталкивающие стороны. Поэтому особенно понятна его дружба с Диккенсом. Именно Крукшанк иллюстрировал раннее произведение великого романиста, принесшее ему известность в Англии и очень скоро появившееся в России: «Очерки Боза» (1836). Это были картины лондонской повсед­невности, физиология городского быта, жизни улиц, на­бережных, рынков, без прикрас обрисованный мрак тюрем и больниц. Затем последовали рисунки к только что написан­ному «Оливеру Твисту» (1838). Уже тогда Крукшанк был отнюдь не новичком в искусстве книжной иллюстрации. Примечательно, что он умудрялся опередить многих других графиков, когда появлялось на свет новое значительное произведение литературы. Как только «Детские и семейные сказки» братьев Гримм были переведены и изданы в Англии (I том — в 1823 году и II том — в 1826), их иллюстратором утвердил себя Крукшанк — на родине, равно как и в Германии и Франции. «Хижина дяди Тома» была написана в Америке в 1852 году, и в этом же году вышла в Англии с иллюстра­циями Крукшанка. Одновременно с сотрудничеством в популярных сатирических журналах и альманахах он рано начал выпускать собственные альбомы и серии бытовых сатириче­ских рисунков и карикатур, где наизнанку выворачивались ходячие представления о буржуазно-мещанском благополу­чии и морали. В 1826 году появилась тревожащая душу френологическая серия, затем две части «Штрихов и на­бросков» (1827—29). За ними последовали «Лондонские воскресенья» (1833), и в 1835 году началась знаменитая «Крукшанкиана». Свои многолетние горестные размышле­ния художник выразил в листах «Дети-пьяницы» (1848), с печальной иронией создавал серию «Наши милые детки» (1868).

Стилистическая эволюция искусства Крукшанка не отли­чается особой сложностью. В начале и в конце пути он убежденный реалист, широко пользующийся средствами иронии и гротеска, естественно влекущими за собой заостре­ние, известную деформацию образов. Его иллюстрации, как правило, спокойнее, повествовательнее, чем карикатуры, хотя подчеркнутая жестикуляция и эмоциональная мимика выда­ют и здесь привычки карикатуриста. Но порой кажется, будто, идя вслед за литературным сюжетом, художник от­дыхает от мрачных образов своих сатирических работ. Он — мастер любовно выписанных или выгравированных виньеток, трогательных лирических мотивов, пейзажей с не­изменными павильонами в парках и даже романтических фантазий.

Крукшанк, сатирик, издатель собственных журналов и «тейблбук», был любимцем английской публики. Всю жизнь склоняясь над бумагой или металлической и деревянной доской,он мечтал о спокойных занятиях масляной живопи­сью, но смог себе это позволить только в преклонном возрасте. Официальное признание государства пришло к нему довольно поздно. Только в 1864 году он получил гражданскую пенсию и пенсию Королевской Академии искусств, которую ему так и не довелось закончить. Через четырнадцать лет Крук­шанк умер. Свою последнюю гравюру 83-летний художник создал за год до кончины.

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
Обновлено 14.10.2012 14:52
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 

Дизайн интерьера

Декорирование интерьера

Современные художники: жанры, стили, направления

Контакты администратора

 

E-mail: pavelin@mail.ru

Внимание

В арт-сообществе состоит более 1400 авторов. Если публикуемые пользователями портала изображения, статьи нарушают чьи-либо авторские права, законодательные нормы, пожалуйста сообщите администрации сайта. Собственные произведения художники размещают на личной странице профиля пользователя (отображаются в виде мини-эскизов). Картины известных мастеров, публикуемые исключительно с ознакомительно-просветительской целью, размещаются в отдельной статье, посвященной творчеству мэтра.

 

 

Картины современных художников