Художник Аминадав Каневский, известный иллюстратор |
Информация художников - Сообщения художников |
09.07.2017 22:44 |
Творчество Каневского (1898-1976)
Аминадав Моисеевич Каневский — автор многочисленных карикатур, иллюстраций к сатирическим произведениям русских писателей и к книгам для детей. Его рисунки оригинальны по замыслу, в них всегда присутствует чувство юмора.
Каневский родился в Елисаветграде (теперь Кировоград) в многодетной семье бухгалтера. Двенадцати лет он уже работал — помогал фотографу. Перепробовав много профессий, юноша в 1920 году пошел служить. Из воинской части его командировали в Москву учиться во Вхутемас. Одним из преподавателей института был в то время Д. С. Моор — известный мастер сатиры. Его влияние на начинающего художника оказалось решающим в выборе специализации. Изобразительная публицистика более всего заинтересовала Каневского. С 1924 года на страницах газет и журналов стали появляться сатирические рисунки Каневского. В них уже определилось своеобразие графического почерка художника : лаконичного, почти без пространственного фона, без лишних подробностей, линейного рисунка с резким контурным штрихом, изредка перемежающимся черными пятнами заливки. После окончания в 1930 году института Каневский с группой товарищей-однокурсников организовал бригаду плакатистов. Тогда же Каневский приступил к иллюстрированию детских книжек. Вскоре его рисунки, сделанные с неизменной изобретательностью и, можно сказать, с веселым озорством, завоевали симпатии юных читателей. «Девочка-ревушка» (1935, 1953) А. Барто, «Дядя Степа» (1936) С. Михалкова, «Мойдодыр» (1948) К. Чуковского, «Золотой ключик, или приключения Буратияо» (1949) А. Толстого — вот далеко не полный список изданий, давно уже ставших «классическими» и по литературным достоинствам и по своему художественному облику. Широко известны иллюстрации Каневского к произведениям Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Характер гоголевского юмора с его лирическим народным началом очень близок художнику. Рисунки к повестям Гоголя, выполненные между 1945—1953 годами, переиздавались много раз. Сатирическая характеристика дается в них художником тонко, без нажима. Он почти не прибегает к карикатурному искажению внешности персонажей, но все эти Шпоньки с тетушками, Иваны Ивановичи, Иваны Никифоровичи в его изображении неотразимо смешны. Сатира же Салтыкова-Щедрина потребовала иной формы отображения персонажей, иной трактовки замысла писателя. Гротеск, заострение типических черт, даже фантастические преувеличения в рисунке оказывались здесь вполне уместными. Помпадуры и помпадурши, премудрый пескарь, став героями иллюстраций Каневского (1935, 1939), получили убийственную по едкости характеристику. Рисунки и карикатуры Каневского можно постоянно встретить на страницах «Крокодила». Нередко он обращается к работе над станковыми акварелями или гуашами. ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru