Павел (Паоло) Трубецкой: скульптуры, биография |
Статьи об искусстве - Выдающиеся личности |
31.03.2017 14:48 |
Паоло Трубецкой (1866—1937)
Судьба прославленного скульптора Паоло (Павла) Петровича Трубецкого — необычна. Сын русского князя и американки, он родился и прожил всю молодость в Италии, затем почти на два десятилетия связал свою судьбу с Россией и русским искусством (1897—1914), а с начала первой мировой войны кочевал по Европе и Америке и в 1938 году умер в итальянском городке Палланца, в музее которого представлено более 400 работ мастера Для России Трубецкой не был заезжим гастролером-иностранцем. Еще в доме своего отца, где постоянно бывали его соотечественники, он немало узнал о русской культуре. Приехав в Россию, Трубецкой с присущей ему чуткой восприимчивостью быстро освоился с жизнью страны, тонко уловил особенности национального характера своих русских современников, многие грани их духовного мира, помыслов и интересов. Это сказалось на творчестве скульптора. Правда, его ранние вещи не лишены оттенка салонности и светского холодка, в них присутствует порой увлечение внешним артистизмом. Однако и здесь уже очевидны не только виртуозное мастерство, но и стремление порвать с ложными академическими условностями, добиться жизненной убедительности изображения. В России мастерство скульптора подчиняется большим и глубоким чувствам. В целой группе работ он проникновенно повествует о доверчивости, взаимопонимании, родстве открытых чистых душ («мать с дочерью», «Мать и сын», «Мать с ребенком», «Девочка с собакой»). Герои его небольших композиций очень сосредоточенны, спокойны и серьезны. Но поэтический мир светлой прекрасной духовной близости несколько тревожен и грустен. Персонажи Трубецкого хрупки, они чувствуют себя беззащитными перед окружающим миром. Гуманистическая природа искусства Трубецкого с особой полнотой раскрывается в его портретах. В них воплощается непосредственное впечатление от человека, предстающего в один из моментов повседневной жизни. По эта мгновенность как будто наудачу схваченных позы, мимики и жестикуляции — не конечная цель, а лишь метод портретирования, сообщающий образам особую жизненную достоверность. В них «случайное» оказывается предельно характерным, служит ключом к постижению самой сущности духовного строя изображенных людей. Трубецкой все на свете воспринимает «скульптурно» и в своих портретах прежде всего воссоздает, так сказать, пластику характера. Например, в «Левитане» (1899) нервный, с резкими изгибами силуэт скульптуры, ее неустойчивая композиция, быстрый, острый ритм, динамичные светотеневые эффекты — все рождает ощущение взволнованности, бурного порыва чувств, смятенных и восторженных. Монолитный, чеканный по общей конструкции бюст Ф. И. Шаляпина (1899— 1900) словно погружен в вибрирующий световой поток. Это не смазывает пластическую четкость скульптуры, но придает ее смело обобщенным формам живой трепет, одушевленность. Скульптор запечатлел в портрете вдохновение, богатырский размах таланта, — словом, все «вечно шаляпинское». Есть здесь и иное, столь свойственное произведениям Трубецкого ощущение действия, происходящего на глазах зрителя. Это редкостное умение не только верно и тонко показать своего героя, но еще и заставить его, так сказать, встретиться со зрителем — одно из самых драгоценных качеств портретного творчества Трубецкого. Оно есть в знаменитом бюсте Льва Толстого (1899), где художник сумел воплотить яркое впечатление от встречи с человеком, обладающим могучей духовной силой, бунтарским характером. В основе любой скульптуры Трубецкого лежит достаточно определенная конструкция, крепкий остов пластической формы. Но ее поверхность, обычно текучая, гибкая, динамичная, — это как бы само непрестанное движение, происходящее на глазах у зрителя. Показывая, казалось бы, быстролетные мгновения, скульптор достигает длительности и глубины общего впечатления от своих работ. И не удивительно, что самое крупное из произведений Трубецкого — памятник Александру III в Петербурге (установлен в 1909 году) — это работа подлинно монументального плана. Закончив работу над памятником Александру III, Трубецкой навсегда покидает Россию. В Европе и Америке он создает на протяжении последних двадцати пяти лет своей жизни немало интересных произведений — среди которых бюсты О. Родена, Б. Шоу, А. Франса, Д. Пуччини, монумент Данте в Сан-Франциско, статую Энрико Карузо для театра Ла Скала в Милане. Все же эти работы мастера заметно уступают по своей художественной значительности скульптурам русского периода его деятельности, который был, несомненно, самым значительным и плодотворным в сложной творческой биографии Трубецкого. Россия эпохи революционных канунов с огромной напряженностью ее общественного бытия помогла скульптору прежде всего глубокой содержательностью художественных задач, выдвинутых жизнью страны. Именно этот период высокого взлета творческих сил в первую очередь обеспечил Трубецкому видное место в истории мировой скульптуры XIX — начала XX века. Скульптуры Трубецкого
Памятник Александру III Портрет Л.Н. Толстого. 1899. Бронза Левитан Marble bust of a girl (1895) Госпожа Хернхеймер. 1897г. Бронза. Портрет матери Портрет княгини М.Н. Гагариной с дочерью Мариной, 1898 год Monument to painter Daniele Ranzoni Портрет Сергея Витте с сеттером, 1901 год Отец с дочерью Московский извозчик. Бронза (1898) Prince Meshcherskiy Портрет жены О. Роден A Lady wearing a hat (1905-1909). Элина Трубецкая Балерина П.П.Трубецкой лепит портрет Бернарда Шоу. 1926 Дети
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru