Несколько слов о способах передачи пространства на плоской поверхности и условности этого восприятия

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2
knopka_add3
продажа картин

Регистрация/Вход


Быстро и удобно!

Авторов онлайн

Никакой

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Гостей онлайн

Сейчас 729 гостей онлайн
Главная Уроки рисования Живопись маслом Несколько слов о способах передачи пространства на плоской поверхности и условности этого восприятия
 
 
 

Несколько слов о способах передачи пространства на плоской поверхности и условности этого восприятия

Олег Сапожков Автор:
Олег Сапожков


Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 
Уроки рисования - Живопись маслом
05.08.2011 13:23

В помощь начинающим художникам.

 

«Пишу не для назиданий, только для помощи в понимании проблем творчества.

Хочу помочь вам быть умнее и мастеровитей, т.е. более умелой, более раздумчивой в творческой работе, аналитичнее».

Из письма виртуальной ученице.

 

Построение пространства сейчас ваша основная проблема. Попробую помочь. Вы должны запомнить самые важные постулаты (непререкаемые правила):

 

 

1) То, что контрастнее, то ближе. То, что менее контрастно, (предмет - фон; предмет – предмет - фон), то дальше и глубже в пространстве. Это относится как к пятну, так и к линии.

 

2) То, что активнее, интенсивнее по цвету, то ближе. Что сглажено (то, что называется «нюанс»), то воспринимается более дальним.

 

3) То, что больше по размеру, то кажется, но не всегда, а, как правило, ближе, чем то, что меньше по размеру. Следовательно, надо помнить о сокращении одинаковых размеров при удалении в пространстве.

 

4) Одинаковые размеры уменьшаются в глубь, а параллельные линии зрительно (это только зрительная иллюзия) сходятся. Если вы рисуете что-то, то мысленно впишите этот предмет или этот объект в куб и проверьте, не разбегаются ли в стороны его условные грани. Данное замечание - против обратной перспективы. Это когда то, что дальше – больше, чем то, что ближе.

 

5) Кроме того, как правило, так уж мы чувствуем, это от предков, - то, что ниже, по вертикальной оси измерения, кажется ближе того, что выше. (Так в египетских рельефах разворачивается пространство на плоскости.)

 

6) Восприятие усеченных фигур, прерванных, перекрытых дорисовывается глазом, домысливается до единства, до полноты восприятия, поэтому мы способны правильно понимать форму скрытых предметов. Следовательно, продолжение границ всех цельных, но пересеченных, перекрытых предметов должны сходиться по линии взгляда, дополняющего и восполняющего в воображении перекрытый отрезок. Линии и массы пятен до перекрытия и после должны сходиться по границам. В этом закон цельности восприятия. Если эти массы сдвинуты относительно друг друга, то они воспринимаются независимыми. То есть разными предметами или объектами, или существами - как хотите это назовите.

 

7) При перекрытии то, что перекрывает ближе того, что скрывается, даже если то, что скрывается контрастнее или активнее по цвету или тону. Этот закон перекрывает остальные по силе восприятия. Но до известных пределов, когда активность частей "перекрываемого" перестает восприниматься как целое. Тогда части этого бывшего целого, приобретя самостоятельность, освобождаются от зависимости этого закона и выходят на первый план по своим природным качествам.

 

8) Чем активнее фактура, или мазок в живописи, тем эти области, в которых это качество проявляется, ближе к зрителю, к "первому плану" в картине.

 

9) Соблюдайте закон равновесия масс. Дальние планы не должны быть перегружены деталями, это не свойственно нашим глазам так четко различать даль. Дальние планы не должны быть контрастнее первых, активнее их по цвету, фактуре, активности мазка, но при этом они не должны терять определенности форм. (Это произошло в вашем последнем рисунке с лицом и вазой.)

 

10) Закон воздушной перспективы:

Темное на первом плане светлеет на дальних планах, а светлое вблизи - темнеет вдали.

Активное по цвету на первом плане блекнет вдали.

Предметы с деталями хорошо смотрятся и воспринимаются вблизи, на дальних планах детали обобщаются. И чем далее, все более стираются. Форма обобщается до силуэта, а порой - до простой геометрии.

Теплые цвета (красный, оранжевый, желтый, и желто-зеленый) - это цвета близких планов, а холодные (зелено-голубой, голубой, синий, сине-фиолетовый) - дальних.

Художник Пуссен, например, писал ближний план красно коричневыми тонами, чуть дальше - охристо-зелеными, а дальние планы - голубыми и синими.

 

Пока хватит. Остальное позже.

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 

 

Дизайн интерьера

Декорирование интерьера

Современные художники: жанры, стили, направления

Контакты администратора

 

E-mail: pavelin@mail.ru

Внимание

В арт-сообществе состоит более 1400 авторов. Если публикуемые пользователями портала изображения, статьи нарушают чьи-либо авторские права, законодательные нормы, пожалуйста сообщите администрации сайта. Собственные произведения художники размещают на личной странице профиля пользователя (отображаются в виде мини-эскизов). Картины известных мастеров, публикуемые исключительно с ознакомительно-просветительской целью, размещаются в отдельной статье, посвященной творчеству мэтра.

 

 

Картины современных художников