Нико Пиросмани: картины, биография |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
08.11.2013 19:27 |
Нико Пиросмани (ок. 1860-1918)
Биография Пиросмани«Изредка, по вечерам, я всматривался в картины Пиросмана при свете высоко поднятой керосиновой лампы. Они вызывали тревогу. Древние краски, серый пепел зари, изломанные спины черных гор, примитивный, лубочный подчас, рисунок, одутловатые лица князей, призрачный мир духанщиков, кофейных мушей, робких бедняков с собачьими глазами, кинто и дворников, ишаков и мацонщиков, пирующих крестьян и жалких артисток из загородных театров вставал на его клеенках...» — так писал о Нико Пиросманашвили, или как он любил себя называть Пиросмани, К. Г. Паустовский еще в 1924 году. Нико Пиросманашвили был художником-самоучкой. В картинах Пиросмани — душа грузинского народа, его жизнь, горестная и радостная, его представления о красоте мира и мечты о лучшем будущем. Не имея хороших материалов и холста, двумя-тремя дешевыми красками на куске черной клеенки или белой жести художник добивался поразительной убедительности всего изображенного. В работах его есть огромная сила непосредственного и в то же «время очень мудрого восприятия жизни» Нико Пиросмани родился в Кахетии, в селе Мирзаани. Ему едва сравнялось восемь лет, когда умерли родители. Вскоре маленький Нико с сестрой уехали в Тбилиси. Там его поджидало новое горе — через несколько лет умерла и сестра. В молодости Пиросманашвили работал тормозным кондуктором товарных поездов, потом стал торговать молочными товарами. Иногда Нико навещая свою деревню. Как-то незаметно для себя он увлекается искусством: начинает писать портреты сослуживцев, а затем на стенах своей лавки пишет коров и собаку. Рисовал он и «карточки» на картоне, одна из них до сих пор сохранилась в краеведческом музее города Сигнахи (Девушка Соня играет на гармонии)... Выше всего Пиросмани ставил искусство. Он испытывал невиданные трудности, жил впроголодь — лишь бы можно было работать. За бесценок, а то просто за ужин и стакан вина, он расписывал духаны, делал вывески. Так появляются его «Пиры», великолепные натюрморты на вывесках. В Пиросмани чувствуется прирожденный монументалист. Его картины часто напоминают древнегрузинские фрески. В них та же мощь, умение передать простыми средствами величие человека. Пиросмани был художником тифлисской бедноты. В его искусстве очень сильно социальное начало. Для мышления Пиросмани очень характерны поэтические сопоставления, неожиданные метафоры. Он всегда ищет наикратчайший путь выражения чувств... У Пиросманашвили есть целая серия, условно говоря «типических портретов», среди них и «Дворник» (1904). С какой цепкостью, точностью передан жестокий и угрюмый характер этого стража тифлисских улиц. И совсем иного плана портрет актрисы Маргариты, где выражено восхищение художника своей моделью. Пиросмани — одаренный анималист. Он писал верблюдов, медведей, ланей и невиданных диковинных львов. Это фантастические звери, выдуманные Пиросмани, и, что важно, он рисует их по-человечески одухотворенными. Пиросмани любили бедняки. Его произведения создавались для них и радовали их. И они были благодарны своему художнику. «Культурный» же Тифлис тех лет по-разному отнесся к его работам, «открытым» в 1912 году молодыми художниками — братьями Зданевичами. Большинство считало картины Пиросмани слишком грубыми, недостойными «тонкого» вкуса знатоков. Но молодые художники Ладо Гудиашвили, Давид Какабадзе и другие по достоинству оценили его талант. Умер Нико Пиросмани в 1918 году в бедности, в закутке под лестницей. Имя его стало символом национальных традиций грузинского искусства. Как сказал поэт Робикидзе: «Видишь Пиросмани и веришь в Грузию». Картины Пиросмани
Tags: ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru