Художник Витторе Карпаччо: картины, биография |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
21.02.2015 14:34 |
Витторе Карпаччо (Ок. 1455—1526)По удачному определению одного из ученых, главным завоеванием эпохи Возрождения было открытие мира и человека. Никогда прежде искусство не знало столь широкого охвата в изображении самых разнообразных аспектов действительности. Неизменно сохраняя в основе представление о цельности и гармонии мироздания, художники Ренессанса вместе с тем увлеченно изображали картины окружавшей их природы, человека в непосредственно жизненных жанровых ситуациях. Для венецианца Витторе Карпаччо реальная действительность служила неисчерпаемым источником творческого вдохновения. Пройдя обучение у Джентиле Беллини, живописец выступил самостоятельно в тот момент, когда Венеция выдвинулась в число ведущих художественных школ Италии. И уже тогда определились ее главные черты — поэтическое видение мира, любование его красотой и многообразием, колористическое богатство его живописного претворения. По своему творческому складу Карпаччо — прирожденный рассказчик, увлеченно повествующий о красоте родной Венеции, о жизни ее горожан. Ярким примером тому служит одно из ранних произведений мастера — созданный в 1490-е годы цикл «Жизнь св. Урсулы» (Венеция, Академия). Средневековая легенда предстает перед зрителем в больших монументальных полотнах как прекрасное зрелище, увлекающее разнообразными подробностями и деталями. Действие Карпаччо переносит в современную ему обстановку Венеции, и именно живой город с его набережными, каналами и гондолами становится тем фоном, на котором разворачиваются девять сцен легенды. Наиболее поэтичная из них — «Сон св. Урсулы». В просторную комнату венецианского дворца тихой поступью входит ангел, несущий весть спящей на кровати молодой девушке. На окнах цветы в больших красивых вазах, в углу — столик с книгами. Все эти детали отвечают царящему в картине состоянию покоя и искреннего чувства.
Карпаччо был современником великих венецианских живописцев Высокого Возрождения, но сам он и в XVI веке продолжал создавать произведения, проникнутые духом сказочности и наивной повествовательности. В первом десятилетии XVI века он исполнил три цикла композиций, из которых особенно широко известны картины для Скуола Сан Джорджо дельи Скьявони в Венеции. Они воспроизводят сцены из жизни святых Иеронима и Георгия. В «Битве Георгия» святой представлен прекрасным белокурым рыцарем, бесстрашно поражающим копьем сказочного дракона. В сцене «Триумфа св. Георгия» героя приветствует на городской площади яркая восточная толпа в пестрых костюмах. Старцы в чалмах и дорогих расшитых халатах, разнообразные костюмы женщин, их причудливые головные уборы — все это увидено художником на улицах Венеции, которая вела оживленную торговлю со странами Востока. Замечательный дар Карпаччо-рассказчика ярко раскрылся в сценах из жизни св. Иеронима. В тихом монастырском дворе, где еще недавно мирно гуляли монахи, появляется Иероним, ведущий на поводке преданного ему льва. Это вызывает общую панику, и монахи в страхе разбегаются. Художник с увлеченностью разворачивает перед зрителем это событие, не забывая о множестве выразительных подробностей. Но как мастер ренессансной эпохи Карпаччо в композиции «Св. Иероним в келье» следует гуманистическим идеалам своего времени. Комната, в которой изображен святой, напоминает не келью, а скорее кабинет ученого. Лежащие повсюду, на полках и в шкафчиках, книги говорят о сосредоточенной уединенной жизни Иеронима. Изображенные в картине предметы не только точно характеризуют обстановку, но и согреты внутренним человеческим теплом. Однако художник не ограничивается простым описательством. Падающий из высокого окна справа свет преображает интерьер, наполняя его возвышенным одухотворенным чувством. Эта способность поэтизации реальности — свидетельство большой творческой одаренности живописца. Карпаччо был по существу одним из первых жанристов западноевропейской живописи, а в пределах венецианской школы он открыл дорогу целой плеяде мастеров, воспевших в своем творчестве неповторимую поэтическую красоту родной Венеции. ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru