Жан Гужон: скульптуры, о творчестве |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
18.01.2017 17:03 |
Жан Гужон (ок. 1510 - между 1564 И 1569 гг.)Никому из французских художников эпохи Ренессанса не удалось в такой степени возродить дух греческой античности во всей его чистоте, непосредственности и юной прелести и вместе с тем с такой полнотой выразить национальный художественный характер, как Жану Гужону. В творчестве этого скульптора, архитектора, рисовальщика, теоретика счастливо сплавились в неповторимое целое догадка гения о самой сути эллинства в его лучшую пору, многовековые традиции экспрессивных форм готики и искони присущее французскому народу свойство воспринимать реальную действительность и претворять ее в художественных произведениях сквозь призму некоего идеала. Все это породило особенный феномен гужоновского искусства — пластически ясного, идеального, строгого и одухотворенного. В новых ренессансных формах его скульптурных работ еще улавливается активная жизнь готики, но одновременно рациональное построение образа, ясность и сдержанность мышления открывают пути классицистическому искусству Франции следующего столетия. Творчество Жана Гужона падает на лучшие годы французского Возрождения. Впервые его имя упоминается в 1541 году, дата последнего документа, связанного с Гужоном, — 1562 год. Почти все факты его биографии затеряны в столетиях. Остается невыясненным, из каких источников мог он почерпнуть столь полное и глубокое знание античной скульптуры в ее греческом варианте, тогда как в его время она была известна в основном лишь в римских копиях. Многое остается неясным. Но важнейшие этапы биографии Гужона можно восстановить по его произведениям, так как сохранились документы, связанные с его работами. Гужон начал свою деятельность в Руане, где, возможно, он родился. В руанских архивах он числится городским архитектором и скульптором. Ему приписывается выполнение около 1540 года стройной многоцветной колонны с коринфской капителью в церкви Сан-Маклу, характеризующей привязанности Гужона-архитектора: как зодчий он, несомненно, был связан с римской традицией. Последнюю Гужон изучал, помимо опосредованных источников, по римским теоретическим трудам, в частности по трактату Витру- вия, первый перевод которого на французский язык, заказанный королем, был прокомментирован и отчасти иллюстрирован Гужоном. Сам Гужон называл себя архитектором, среди современников он слыл непревзойденным знатоком зодчества и считался одним из наиболее уважаемых экспертов по части строительных работ. Переехав в мае 1542 года в Париж и поступив на службу к королю, Гужон становится придворным мастером. Наиболее ранней из известных работ скульптора, выполненных в Париже, являются рельефы для алтарной преграды церкви Сен-Жермен-л'Оксерруа, где помимо фризообразной композиции с изображением сцены «Оплакивание Христа» им были созданы фигуры четырех евангелистов. С 1548 года вместе с виднейшим архитектором Франции Пьером Леско Гужон работает над строительством Лувра, главной резиденции короля. Совместному творчеству архитектора и скульптора принадлежит западный фасад дворца — уникальный пример совершенной гармонии зодчества и пластики. Примерно в эти же годы Гужон в сотрудничестве с Леско создает и «Фонтан Нимф», или «Фонтан Невинных», прославивший имя скульптора и ставший некоей квинтэссенцией его творчества. Созданный в декоративных целях — в качестве одного из украшений Парижа по случаю въезда в город короля Генриха II 16 июня 1549 года, — фонтан перерастает рамки своего назначения и становится памятником французской возрожденческой культуре. В рельефах фонтана, изображающих вкомпонованные в узкие ниши фигуры нимф источника, соединены гармония и одухотворенность, женственная грациозность и героичность, ощущение полнокровности бытия во всей его чувственной достоверности и почти полная имперсональность образов. Одна из поздних работ Гужона — кариатиды Шведского зала в Лувре, возможно, навеянные художнику знаменитым портиком кариатид Эрехтейона, известного, вероятнее всего, по гравюрам. В этом единственном дошедшем до наших дней примере круглой скульптуры Гужона с большей очевидностью, чем прежде, проявляются черты нормативного рационального мышления французского мастера — черты, которые получат развитие позже, в эстетике классицизма. Последнее известное произведение Гужона — выполненные в дереве фигуры для парижской ратуши, персонифицирующие 12 месяцев (они сгорели в 1871 году). Ни о чем другом достоверных сведений не сохранилось, хотя вплоть до 1562 года скульптор, судя по луврским счетам, где постоянно упоминается его имя, регулярно получал довольно большие суммы за какие-то работы, конкретно не названные. Во время религиозных смут Гужон принял сторону протестантов и после поражения последних был вынужден эмигрировать. До недавнего времени не было известно место его последнего пристанища, и лишь в конце 19 века обнаружились документы, на основании которых можно предположить, что он окончил свою жизнь в Болонье. Религиозное обращение великого скульптора симптоматично и характеризует существенные стороны его личности: Гужон горячо и остро воспринимал современную действительность. Как и многих сограждан, его волновали этические вопросы и проблемы свободы совести, а также проблема соотношения человека и вечности. Такова канва жизни Гужона, тесно переплетающаяся теперь для нас с его искусством. Он был одним из самых цельных французских художников. Являясь мастером эпохи Возрождения с ее программой подражания античности и итальянскому искусству, он черпал сюжеты и образы из античной мифологии. Исключение составляет ранний рельеф Гужона «Оплакивание Христа». Уже в этом произведении в полной мере проявились черты художественного мышления скульптора и духовный облик его искусства. Композиционные и пластические мотивы рельефа, заимствованные из произведений современников-маньеристов, смягчаются, напряженность образного строя ослабляется, форма как бы освобождается от сковывающих ее канонов, эмоциональный напор сводится к минимуму — так один из самых трагических сюжетов в мировом искусстве обретает спокойное и просветленное звучание. Уже в этом рельефе достаточно ясно проявились качества Гужона-ваятеля. Скульптор выбирает наиболее классическую форму рельефа, характерную для древнегреческой пластики, — барельеф. В его узком пространстве между передней и задней плоскостями разнообразными нюансами пульсирует жизнь. Большую конструктивную и декоративную роль играет линия, то обрисовывающая форму, строящая ее, то — особенно в складках драпировок, дробных, рассыпающихся, либо мягких, извилистых, — придающая ей одухотворенность и наполняющая внутренним движением. Гужон находит адекватный пластический язык для выражения художественной и этической идеи своего творчества. Нимфы его «Фонтана Невинных», данные с такой чувственной наглядностью и вместе такие далекие, погружены в чистое, целомудренное и вечно длящееся бытие, не подвержены влиянию времени и не связаны с каким-либо конкретным местом. Это как бы персонифиьмция самого бытия, вечного — и находящегося в постоянном становлении; полного движения — и заключенного в себе, самоценного. Даже пространство вокруг нимф9 столь легко воспринимаемое, полное воздуха и света, определяется лишь самими фигурами: его ровно столько, чтобы нимфа могла свободно в нем пребывать. Мотив струящейся воды, льющейся из кувшинов, эхом отражающийся в обволакивающих тела тканях, в изгибах фигур, как бы «озвучивает» рельефы, дополняя и завершая образ. Искусство Гужона, чуждое выражения конкретных чувств или эмоциональных состояний, далекое от малейшего намека на индивидуальную портретную характеристику, тем не менее парадоксальным образом воспринимается нами как суть эпохи французского Возрождения, оставившей потомкам свои многочисленные великолепные портреты, поражающие в рисунках и живописных произведениях конкретностью запечатленного облика живых, а в скульптурах гробниц — жестокостью реализма передачи образа смерти. Искусство Гужона — светлое, целомудренное, идеальное, — не оставаясь безучастным к своему времени, воплощает в себе его лучшие поиски, начинания и свершения. Е. ВАРЛАМОВА Надгробие сенешаля Луи де Брезе Кариатида, поддерживающая трибуну (Лувр, Шведский зал, 1548-1562). Деталь фасада Лувра, в оформлении которого принимал участие Жан Гужон Фонтан Невинных Диана. Статуя для фонтана замка в Анэ. Мрамор, 1558-1559 года. Лувр Нимфы "Фонтана невинных", 1547-1549 года ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru