Томас Гейнсборо: картины и биография художника |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
17.02.2020 10:33 |
Творчество Томаса Гейнсборо (1727—1788)Автопортрет Когда попадаешь в Эрмитаж, в зал английского искусства, то среди картин и старой утвари внимание сразу привлекает сияющий опалово-голубым светом погрудный портрет, на котором изображена молодая женщина. Портрет этот написал Томас Гейнсборо, замечательный английский мастер XVIII века. Из сумрачно-оливкового фона, словно отражение в темнеющем по краям зеркале, выступает юная женщина в декольтированном платье и высокой прическе. Холодные сверкающие краски передают блеск голубой ткани, прозрачное кружево вбирает ее струящиеся серебристые рефлексы, синяя лента на шляпке усиливает стальной оттенок напудренных волос. Так ее и называют, эту таинственную красавицу — «Дама в голубом». Будто в изысканной цветовой оправе, живут ее нежное лицо, обнаженные плечи и рука с тонкими пальцами, которые поддерживают шаль, излучающую сапфировое сияние. Темные брови и задумчивые глаза, полуоткрытый рот, легкий румянец на ослепительной коже так чисты и мягки по живописи, так светонасыщенны, что трудно поверить в более чем двухвековую историю этого полотна. Гейнсборо был мастером вот таких одухотворенных, мечтательных, чуть неопределенных образов. Этот первый среди английских поэтов-художников родился в семье скромного ремесленника, в ничем не примечательном местечке графства Саффолк, расположенном на живописных берегах реки Стур. С благословения родителей еще мальчиком отправился он в Лондон, стал подрабатывать там реставрацией, был подмастерьем у граверов. Систематического профессионального образования, по сути дела. Гейнсборо так и не получил, но быстрота, с которой формировался его талант, позволила ему уже на пороге двадцатилетия открыть собственную мастерскую. Завоевав популярность портретиста, Гейнсборо обосновался на модном курорте Бат, где отдыхали самые аристократические семейства Англии, его клиенты и модели. В начале 1770-х годов Томас Гейнсборо окончательно поселяется в Лондоне. Восприимчивый, тонко чувствующий художник, Гейнсборо создал неповторимо своеобразное искусство. В его произведениях портрет человека и портрет природы часто сплетаются в одно гармоничное целое. На всю жизнь он сохранил импульсивную любовь к природе и понял, что передавать ее надо без помощи итальянизирующих или голландских схем, а свежо и непредвзято — такой, какой открывалась она ему еще в детстве, у тихих заводей реки, на зеленеющих опушках и лесных полянах. С Гейнсборо в английское искусство впервые вошел поэтический пейзаж, правда, порою не лишенный декоративной дымки, но всегда безыскусный, почти не приукрашенный, исполненный ясной прелести, искреннего лиризма. И его портреты, часто парные, изображающие любящих супругов, резвящихся детей или мечтающих сестер, передают не только проникновенную близость изображенных людей, но и созвучный их настроению мир природы, открытый чуткому сердцу, мир спокойный и удивительно национальный. Никогда еще англичане не видели в произведениях своих соотечественников такого облачного влажного неба, такой холмистой равнины, расчерченной возделанными полями, прорезанной плавным руслом реки, как в портрете четы Эндрюс (ок. 1779). Портрет четы Эндрюс Ни разу еще тенистые аллеи английских «естественных» парков не превращались под кистью художников в живописные аккорды, созвучные грезам женщины (портреты миссис Робинсон, ок. 1782 года, или госпожи Шеридан, ок. 1785 года). Постепенно почерк Гейнсборо, сравнительно тщательный в ранних пейзажах, становится воздушнее, трепетнее, эмоциональнее; краски светлеют, приобретают певучую текучесть. Они передают не столько конкретный мотив, сколько какое-то вибрирующее марево, окутавшее природу, дышащую ароматом цветов, напоенную теплой влагой. Он придает изображению людей, ушедших в свои поэтические переживания, неуловимый оттенок призрачности, уподобляя их образам, возникающим в воспоминаниях. Современник Гейнсборо — портретист Рейнольде подчеркивал в своих моделях активность, цельность английской натуры, а чуть раньше Хогарт клеймил человеческие пороки, которых, как ему казалось, в Англии было больше, чем добродетелей. Но Гейнсборо видел людей иными, обладающими внутренней тонкостью, полными одухотворенности. Он тяготился заказными портретами, и лучшие среди сделанных художником — это изображения близких или тех, к кому он был душевно расположен. Обычно это были люди «естественного» склада, без вычурности, или люди искусства. Томас Гейнсборо наверняка понимал, что тот возвышенно-поэтический мир,, каким он хотел наделить свои модели, — уязвим, хрупок, и чем острее ощущал он его редкое присутствие, тем бережнее становилась его кисть, тем чаще взоры его героев ускользали в неведомые прекрасные дали. Таков его знаменитый «Мальчик в голубом» (ок. 1770) в изысканном старинном костюме, появившийся из летнего сумрака парка, как персонаж волшебной сказки. Его взгляд не видит нас, губы прощально дрогнули, и хотя мальчик кажется таким осязаемым, ждешь, что он вот-вот исчезнет. Галерея картин Гейнсборо ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru