Прерафаэлиты: биографии английских художников, картины прерафаэлитов

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2
knopka_add3
продажа картин

Регистрация/Вход


Быстро и удобно!

Авторов онлайн

Никакой

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Гостей онлайн

Сейчас 570 гостей онлайн
Главная Картины известных мастеров Яркие личности в искусстве Прерафаэлиты: биографии английских художников, картины прерафаэлитов
 
 
 

Прерафаэлиты: биографии английских художников, картины прерафаэлитов

Павел Ин. Автор:
Павел Ин.


Рейтинг пользователей: / 9
ХудшийЛучший 
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве
25.09.2012 14:56

 

Художники-прерафаэлиты

В 1848 году несколько английских художников решили объединиться в братство прерафаэлитов. Они программно отрицали современную им прозаическую действительность Великобритании, которая казалась им безусловно недостойной искусства. Их взоры были обращены в прошлое - к средневековью, которое представлялось идеалом взаимоотношений художника и общества, к раннему Возрождению, откуда и пошло название - прерафаэлиты, то есть художники, чей эстетический идеал лежит в недрах дорафаэлевской живописи. Но движение прерафаэлитов имело и определенную прогрессивную программу. Они хотели создать современное художественное ремесло.

 

Данте Габриэль Россетти (1828—1882)


Данте Габриэль Россетти родился в Лондоне в семье итальянского политического эмигранта. Его отец, поэт и ученый, был хранителем Бурбонского музея в Неаполе. Он принадлежал к обществу карбонариев и принимал деятельное участие в восстании 1820 года — этом героическом моменте итальянской истории. Карбонарии добились от короля Фердинанда принятия конституции и заставили его принести клятву на верность народу.
Король, нарушив клятву, привел в Неаполь австрийские войска, и восстание было подавлено. Россетти бежал из Неаполя под видом английского моряка и нашел убежище в Лондоне. Он начал преподавать итальянскую литературу в Королевском колледже, женился, обзавелся семьей. Его жена, Мэри Полидори, была дочерью известного переводчика Мильтона. Былое увлечение политической поэзией сменилось у Россетти историко-литературными занятиями. Он погружается в изучение творчества Данте и издает основательный труд «Аналитический комментарий к «Божественной комедии», в котором много места занимает анализ политических взглядов Данте. Культ Данте, царивший в семье Россетти, передался и детям. Старшая дочь написала книгу «Тень Данте», а второй сын — будущий художник еще в юности блестяще перевел «Новую жизнь».
Ранние годы Россетти прошли под знаком увлечения литературой. Уже в пять лет он сочинил драму, в тринадцать — романтическую повесть, а в пятнадцать — впервые увидел свое сочинение напечатанным.
В шестнадцать лет Россетти почувствовал в себе талант живописца и поступил сначала в рисовальную школу, а затем в античный класс Королевской академии, но быстро заскучал и оставил занятия.
Его привлекало творчество Медокса Брауна — оригинального художника-романтика, чье имя было мало кому тогда известно. Россетти написал ему письмо с просьбой принять его в ученики. Браун согласился учить его живописи не за плату, а ради общения с единомышленником. Как и Россетти, Браун любил литературу и вдохновлялся ею в своем искусстве.
В 1848 году состоялось знакомство Россетти с Хольманом Хантом и Миллесом. Повод для знакомства тоже был литературный: Россетти восхитило то, что Хант избрал для своей картины сюжет из поэмы Китса — высоко ценимого им поэта.
В этой троице Россетти играл главную роль, хотя как художник был технически слабее своих товарищей. Зато его поэтический талант расцвел в это время полностью: стихотворения и поэмы «Блаженная дева», «Сон сестры», «Последняя исповедь» принадлежат к числу его лучших произведений.
Мысль о создании своеобразного братства художников возникла у друзей в 1848 году. Рассматривая репродукции пизанских фресок Орканьи, они решили черпать вдохновение в старом итальянском искусстве. Рафаэль был кумиром академиков, поэтому Россетти обращается к творчеству предшественников Рафаэля, еще «не испорченных», «наивных». Собственно, речь тут шла не о подражании, а о попытке проникнуться тем серьезным и благоговейным отношением к искусству, которое было характерно для старых мастеров.
В 1849 году члены «Братства прерафаэлитов» впервые выставили свои картины (Россетти — «Детство Марии», где мадонна написана с его сестры, а св. Анна — с матери).
Критика враждебно встретила их картины, но вскоре на их защиту выступил Рёскин; вместо детского лепета, который они называли своей теорией, он предложил им свод незыблемых правил, где фигурировали рядом призывы изучать природу, использовать достижения науки и подражать мастерам треченто. Сочетание натурализма с неизбежно возникавшей стилизацией стало характерным признаком творчества прерафаэлитов.
К прерафаэлитам примкнули еще несколько художников, как и Россетти, увлекавшихся литературой. Они начали издавать журнал, призванный пропагандировать их взгляды. Стихотворения Россетти увидели свет в этом журнале.
Творчество Россетти 50-х годов целиком вдохновлено поэзией. Он пишет картины на сюжеты из Данте, "Смерти Артура", Китса, Броунинга — гораздо более романтические, чем это допускалось строгими канонами Братства и без мистического оттенка его ранних работ.
В 1855 году произошло событие, несколько отсрочившее назревавший кризис прерафаэлитизма. Молодые студенты Оксфорда — Уильям Моррис и Эдвард Берн-Джонс — обратились к Россетти с просьбой участвовать в издаваемом ими журнале. Вскоре их квартира стала центром, где собирались все прерафаэлиты.
Квартира нуждалась в ремонте, и при ее отделке выявились богатые декоративные возможности прерафаэлитской стилизации для росписи мебели и оформления интерьера.
Уже в 1875 году Россетти, Моррис и Берн-Джонс взяли заказ на росписи и внутреннюю отделку Банкетного зала в Оксфорде. Художники работали бесплатно, администрация только взяла на себя расходы по их содержанию. В 1861 — 1862 годах была основана фирма Морриса по художественному оформлению. Эта была свободная ассоциация, где все участники имели равную долю в доходе. Россетти принял деятельное участие в делах фирмы — делал рисунки для витражей, обоев, для разных деревянных украшений, расписывал мебель. Мастерская Морриса много сделала для возрождения английского прикладного искусства, для создания единого стиля оформления повседневного быта.
В 1862 году Россетти переживает глубокий нравственный и творческий кризис, связанный со смертью его жены — Лиззи Сиддал, «музы» прерафаэлитов. Его отчаяние носило бурный и несколько театральный характер: он собрал рукописи своих стихотворений и похоронил их в ее могиле.
Характерно, что живописное и поэтическое творчество у Россетти сливалось: он писал картины на темы собственных стихотворений и стихи, комментирующие его картины. Россетти умер в расцвете славы, которая в большей степени относилась к его прежним заслугам.

   Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.

Картины Данте Габриэля Россетти


«Леди Лилит», Д. Г. Россетти. 1868 г.,

Картина Данте Габриэля Россетти


Venus Verticordia


«Воспитание Богородицы», Д. Г. Россетти 1848—1849 гг.,


«Прозерпина», Д. Г. Россетти 1874 г.,


Благовещение, 1850

Картина прерафаэлита Россетти


«Блаженная Беатриса» (Beata Beatrix) (1864)

Блаженная Беатриса

 

 

 

Художник

Уильям Холман Хант

Уильям Холман Хант

Автопортрет, 1867

Уильям Холман Хант (англ. William Holman Hunt) (2 апреля 1827 — 7 сентября 1910) — английский художник, один из основателей Братства прерафаэлитов. Настоящее имя — Уильям Хобман Хант, однако Хант сам изменил вторую часть имени, а под конец жизни она слилась с фамилией: Holman-Hunt.

 Биография Уильяма Холмана Ханта

 Хант был студентом Королевской академии художеств, где познакомился с Милле и Данте Габриэлем Россетти и вместе с ними основал «Братство прерафаэлитов» (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood). Поначалу картины Ханта не были особенно популярны, но затем он приобретает известность. Проведя два года (1854-55) на Востоке, он написал одну из самых известных своих картин — «Свет мира», которая возбудила в художественной критике горячие споры. Холман Хант был единственным, кто до конца остался верен доктрине Братства прерафаэлитов и сохранил их живописные идеалы до самой смерти, однако в конце концов ему пришлось бросить живопись из-за все ухудшающегося зрения, и последняя картина — «Леди из Шалотта» (англ. The Lady of Shalott) — была закончена помощником, Эдвардом Хьюзом. Хант также является автором автобиографий «Прерафаэлитизм» (англ. Pre-Raphaelitism) и «Братство прерафаэлитов» (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood), цель которых — оставить точные сведения о происхождении Братства и его членах.

 

Хант женился дважды. После неудачного обручения со своей моделью Энни Миллер, он женился на Фанни Во, которая затем послужила моделью для Изабеллы. Фанни умерла при родах в Италии и была похоронена на Английском кладбище во Флоренции рядом с могилой Элизабет Браунинг. Вторая жена Ханта, Эдит, была сестрой Фанни. В те времена в Англии было незаконно жениться на сестре погибшей жены, и Хант был вынужден поехать для этого заграницу. Эта женитьба привела к серьёзной размолвке с остальными членами семьи, особенно с его бывшим коллегой-прерафаэлитом Томасом Вулнером, женатом на сестре Фанни и Эдит Алисе.

Картины Холман Хант

 

Изабелла, 1867Картина Холман Ханта

The Light of the World, 1853—184

Наёмный пастух (The Hireling Shepherd), 1851

Наёмный пастух Холман Хант

«Козёл отпущения» (The Scapegoat, 1854-56)

Козёл отпущения

«Нахождение Спасителя во Храме» (The Finding of the Saviour in the Temple), 1854—1860

«Тень смерти» (The Shadow of Death, 1870-73)

Живопись Уильяма Холман Ханта

Джон Эверетт Милле (Джон Эверетт Миллес)

John Everett Millais

8 июня 1829 Саутхемптон – 13 августа 1896 Лондон

Джон Эверетт Милле


автопортрет

Английский живописец Джон Эверетт Миллес был младшим из троих детей в семье Джона Уильяма Миллеса и его жены Эмили. Родители будущего художника происходили из зажиточных семей. Джон-старший был родом с острова Джерси, расположенного в проливе Ла-Манш, а семья матери жила в Саутхемптоне, где ее отец много лет держал большую шорную мастерскую.
Детство Джонни-младший провел отчасти в Саутхемптоне, отчасти на острове. Он рос тихим, послушным мальчиком и получил домашнее образование - с ним занималась мама. Рисовать Джонни начал с четырех лет. Согласно семейной легенде, в возрасте шести лет он, живя на острове, который ближе к Франции, чем к Англии, сделал несколько рисунков французских солдат. Те были поражены и взяли эти рисунки в казармы, чтобы показать своим товарищам. Некоторые офицеры усомнились в способностях шестилетнего ребенка, заключили пари - и, конечно же, оказались проигравшими.
Родители Джонни решили, что они должны помочь сыну развить его талант, и, когда мальчику исполнилось девять лет, отдали на обучение к местному художнику. После нескольких занятий он сказал, что ему нечему учить этого одаренного ребенка.
Тогда родители Миллеса, позаботившись о рекомендательном письме к президенту Королевской академии художеств сэру Мартину Арчеру Ши, в 1838 году переехали в Лондон. Тот, разумеется, поначалу скептически отнесся к маленькому Джонни, но, посмотрев его альбом с рисунками, изменил свое мнение.
Пройдя предварительное обучение в Художественной школе Генри Сасса, одиннадцатилетний подросток в 1840 году стал студентом Королевской академии художеств. Он был самым молодым воспитанником академии за всю ее историю, его так и называли - Малыш. Вскоре Джонни познакомился со студентом Уильямом Холманом Хантом, и дружбе их суждено было продлиться всю жизнь. Через некоторое время к паре неразлучных друзей примкнул еще один студент, эксцентричный по натуре, - Данте Габриель Россетти.
В академии Джон проучился шесть лет, подтвердив свои блестящие способности. В 1843 году он получил серебряную медаль за рисунок, в 1846 году его картина была отобрана для летней выставки академии, где заслужила положительные отзывы. Именно в это успешное для Миллеса время у него началась полоса неудач, связанная со вступлением в амбициозное объединение молодых художников - "Братство прерафаэлитов".
Эту группу организовали в 1848 году семеро идеалистически настроенных молодых людей - четыре художника, два искусствоведа и один скульптор. Они считали современное британское искусство надуманным, оторванным от жизни, неискренним и вознамерились возродить его, выбрав образцом для подражания итальянскую живопись XV века, период до появления Рафаэля (отсюда и название группы). Прерафаэлиты не имели твердой программы и говорили лишь о том, что художники должны обратиться к природе и не искать иных источников вдохновения.
Помимо Миллеса, в группу входили Холман Хант и Россетти. Они хорошо дополняли друг друга: Хант считался мыслителем и теоретиком, Россетти заражал всех своей неуемной энергией, а Миллес... Он был самым заметным среди них.
В 1849 году друзья приняли участие в выставке художников-прерафаэлитов. Поначалу их работы были благосклонно встречены критикой, но вскоре отношение к прерафаэлитам изменилось, причем большинство острых стрел обрушилось на Миллеса и его картину "Христос в родительском доме". Особенно резко отозвался о ней Чарльз Диккенс (что, однако, не помешало ему впоследствии стать другом и большим поклонником творчества Миллеса). Художника ругали за то, что он слишком непочтительно отнесся к изображению Святого Семейства, увлекся мелкими деталями, а не сосредоточился на духовном содержании картины. В поддержку прерафаэлитов выступил лишь известный искусствовед Джон Рескин.
И все же Миллес был удручен, расстроен, ведь полотно "Христос в родительском доме" стало его первой неудачей. После этого случая он решил навсегда оставить религиозные сюжеты, а взялся писать романтические костюмированные сцены, которые пользовались большим успехом на выставках Королевской академии художеств. Среди них - полотна "Офелия" (1851-52), "Гугенот" (1851-52), "Приказ об освобождении" (1852-53). Новые работы Миллеса получили широкое признание, так что в 1853 году он был избран членом Королевской академии - в 24 года, в том возрасте, с которого и можно было официально получить такое право.
Приблизительно в то же время Джон Рескин пригласил Миллеса и его брата Уильяма провести каникулы в Шотландии вместе с ним и его женой Эффи. Братья гостили четыре месяца, художник успел написать превосходный портрет Рескина на фоне шотландского пейзажа и еще - влюбиться в его жену. Надо сказать, что брак Рескина и Эффи оказался неудачным с самого начала, и в 1854 году она ушла от мужа... к Джону Миллесу. Эта встреча увенчалась свадьбой и рождением восьмерых детей.
Миллес был любящим, заботливым отцом и очень любил писать своих детей, а позже и внуков. Старшая дочь Эффи позировала ему для картины "Моя первая проповедь", а другую знаменитую картину - "Мыльные пузыри", которая была использована - впервые в истории! - для рекламы мыловаренной фирмы "Пирс", - это полотно художник писал с внука Вилли, ставшего спустя десятилетия адмиралом сэром Уильямом Джеймсом.
Тем временем имя Миллеса приобретало все большую известность, у художника появились поклонники среди богатейших людей Англии. Его картины печатались в виде гравюр и расходились огромными тиражами. В конце 1850-х годов он заявил о себе и как книжный иллюстратор. В 1863 году, в возрасте 34 лет, Джон Миллес был избран академиком Королевской академии художеств. Мало кому из живописцев удавалось получить это звание в такие молодые годы.
В 1870-х годах художник серьезно увлекся портретной живописью. Конечно, он и прежде писал портреты - своих родных, друзей, но теперь к нему приходили богатые и знатные заказчики. Хорошие доходы позволили его семье купить большой дом в престижном лондонском районе Кенсингтон (теперь этот особняк называют Домом Миллеса и в нем находится штаб-квартира Фонда национальных художественных собраний). В 1879 году Миллесы переехали в более роскошный особняк, специально построенный для них. В этом доме художник и провел свои последние годы.
В 1885 году Миллес получил титул баронета, став первым художником, удостоенным такой чести. К тому времени его ежегодный доход составлял около 30 000 фунтов стерлингов - фантастическая по тем временам сумма. Жизнь Миллеса сложилась как нельзя лучше, омрачало ее только одно обстоятельство: после развода Эффи с Рескиным художник не имел права представить свою жену королеве Виктории.
В январе 1896 года умер единственный художник, славу которого в Англии можно было сравнить со славой Миллеса, - Фредерик Лейтон. Со смертью его освободился занимаемый им прежде пост президента Королевской академии художеств, и Джону Миллесу предложили занять это место. Он согласился, несмотря на то, что был уже неизлечимо болен: диагноз - рак горла. За недолгие месяцы пребывания в новой должности Миллес успел совершить поступок, который как нельзя лучше показывал его удивительные человеческие качества: он снял с ежегодной выставки академии свою картину, чтобы заменить ее работой молодого неизвестного художника.
13 августа 1896 года Джон Эверетт Миллес скончался в своем доме. По просьбе Королевской академии его пышные похороны прошли в Кафедральном соборе Святого Петра, где гроб художника несли многие известные люди, в их числе был его старинный друг Холман Хант, а также знаменитый актер сэр Генри Ирвинг. 

В вышедшей в 1898 году книге, посвященной Джону Миллесу, автор писал, что его герой был "сердечнейшим, честнейшим и добрейшим среди всех английских джентльменов". В настоящее время Милле относится к числу самых любимых англичанами художников середины XIX века.

Наиболее известная картина — «Офелия» (англ. Ophelia, 1851—1852), где изображена возлюбленная Россетти Элизабет Сиддал.

Офелия

картина Офелия Милле

Изабелла (Лоренцо и Изабелла), 1849

картина прерафаэлитов

Христос в родительском доме,

прерафаэлиты

Мариана, 1851

Фердинанд, соблазняемый Ариэлем,

Приказ об освобождении,

Черный брауншвейгский гусар

Мэдокс Браун (1821—1893)

Мэдокс Браун


В 1891 году английские художники и любители искусства собрали по подписке 900 фунтов стерлингов и поручили своему любимому художнику Мэдоксу Брауну написать картину для представления в Национальную галерею. Эта картина должна была стать итогом творчества мастера, памятником, созданным кистью самого художника. Картина так и не была написана — Браун умер, не успев ее окончить. В Национальной галерее хранится теперь его ранняя картина — «Христос, омывающий ноги Петру».
Форд Мэдокс Браун при жизни не был широко признанным художником. Он жил и работал во второй половине XIX века, когда во всех европейских выставочных залах царили различные эпигоны академических и салонных художников. Изжившая себя условность, неукоснительность академических правил, салонные понятия красоты не совпадали с идеалами Брауна. Он стремился к возвышенному искусству, волнующему ум и душу. Он считал, что искусство погибает от систематического обобщения форм, что его спасает только глубокая индивидуализация.
Браун родился в 1821 году в Кале, учился он в Брюгге, Генте и Антверпене, где написал свою первую значительную картину «Исповедь неверующих», затем жил в Париже, изучал картины Лувра. В Париже под влиянием картин Делакруа он написал «Сон Паризины», который выставил в 1815 году по приезде в Лондон. Этой картине суждено было сыграть выдающуюся роль в истории английского искусства. Именно она привлекла внимание молодого художника Россети, будущего организатора «Братства прерафаэлитов», который выбрал Форда Мэдокса Брауна в свои наставники. Так Браун стал фактически идейным вождем прерафаэлитов — направления, определившего искусство Англии почти на полстолетия. Форда Мэдокса Брауна часто называют неоготическим художником. У ранних, до рафаелевских готических художников, чаще северных школ — Нидерландов и Германии, он учился искренней взволнованности, драматичности в передаче религиозного, «вечного» сюжета. Его наиболее известные картины — «Богоматерь и дитя» (1847), «Лир и Корделия» (1849), «Прощание с Англией» (1852), «Труд» (1852—1865). Один из первых в искусстве Браун стал писать свои произведения не в мастерской, а на открытом воздухе, как впоследствии французские импрессионисты. Это придавало особую естественность и свежесть его историческим и религиозным композициям. Он написал также цикл фресок на темы истории — их и сейчас можно увидеть в зале ратуши города Манчестера. 

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.

Мэдокс Браун картины


«Прощание с Англией»

Мэдокс Браун картины


Ромео и Джульетта.


Chaucer at the Court of Edward III



Don Juan


Jakob und der Mantel Josephs


The Pretty Baa Lambs


Труд


Jesus washing Peter's feet at the Last Supper


 

Эдвард Бёрн-Джонс

Эдвард Бёрн-Джонс

Среди крупнейших представителей прерафаэлитов был  Эдуард Коли Берн-Джонс. Берн-Джонс (1833-1898) относится ко второму поколению прерафаэлитов. Студенты Оксфордского университета Моррис и Берн-Джонс познакомились с художником-прерафаэлитом Данте Габриелем Россетти и сразу же стали приверженцами нового движения.

Дважды в молодые годы, в 1859 и 1862 годах, Берн-Джонс путешествовал по Италии. Образцом высокого искусства стала для него живопись Сандро Ботичелли. Увлечение Россетти и Ботичелли странным и причудливым образом переплелось в его собственном творчестве. Круг тем и мотивов живописи Берн-Джонса в целом очень показателен для живописи прерафаэлитов. Как правило, это довольно большие по размеру композиции на темы мифов, средневековых легенд и подлинных исторических событий, воспринимаемых сквозь романтическую дымку. Художник хочет подняться над безликой прозой будней, хочет говорить на возвышенном поэтическом языке, но его живописные легенды кажутся костюмированными театрализованными представлениями, патетика подменяется вычурностью и претенциозностью. Герои Берн-Джонса безжизненны, анемичны, пребывают в состоянии смутного ожидания некоего неясного чуда. Ему не откажешь в чувстве стиля, краски его прозрачны и чисты, но здесь речь идет уже не о тонкости, а о вычурности и манерности ("Король Кафетуа и нищенка", 1880-1884, "Любовь среди развалин", 1893, "Песни любви"). Характерно, что эта смутность и неопределенность настроения картин Берн-Джонса, многозначительная претенциозность его линейных ритмов привлекли к нему в начале нашего века внимание некоторых представителей стиля модерн. Гораздо более значительной оказалась деятельность Берн-Джонса в прикладных видах художественного творчества. Он разделял многие взгляды Морриса о необходимости реформации декоративных искусств и стал одним из его деятельных помощников. В организованных ими художественно-ремесленных мастерских по эскизам Берн-Джонса исполнялись гобелены, витражи, мозаики. Обычно это стилизованные декоративные композиции гораздо более ясны и четки, нежели его живописные полотна. Здесь художник больше ориентировался на традиции средневекового художественного ремесла, чем на живопись итальянского кватроченто. Его декоративные работы относятся к числу самых интересных опытов того времени.

В последующие десятилетия можно легко проследить дальнейшее развитие принципов формообразования, предложенных Берн-Джонсом и Моррисом и в самой Англии, и в Германии, и в Скандинавии. Выдающимся событием в искусстве оформления книги стал выход в 1896 году нескольких томов "Сочинений Джефри Чосера", проиллюстрированных и оформленных Берн-Джонсом и Моррисом в издательстве Хелмскотт. Это был не единичный экскурс художника в книжную графику. Его работы воспринимались как новая концепция оформления книги, решенной изысканно, декоративно и цельно. Большое внимание уделялось в общей композиции книги орнаментике и шрифту, их связи с иллюстрацией. По сравнению с иллюстрированными изданиями тех лет, когда иллюстрация рассматривалась вне композиционного строя книги как станковая картина, это было несомненным шагом вперед в развитии книжного искусства.

Вместе с деятельностью в этой области других художников-прерафаэлитов работы Берн-Джонса обозначили новую эпоху в понимании художником своей роли и задач в оформлении книги. Книжная графика прерафаэлитов была хорошо известна в начале нашего века и в России. Их работы весьма часто репродуцировались в различных журналах и книгах. Нередко говорят об определенной связи между графикой прерафаэлитов и ранней графикой мастеров петербургского "Мира искусства".

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1973 г.

 

Картины Эдварда Бёрн-Джонса


«Любовь среди руин»

Картина Эдварда Бёрн-Джонса

«Зачарованный Мерлин»

«Король Кофетуа и нищенка»

Снаряжение Персея 1885

Пан и Психея 1870-1872

Зловещая голова Медузы Горгоны, 1885

Битва Персея с драконом 1878,

Колесо Фортуны 1875-1883


Древо прощения 1881-1882

Даная и медный замок

Мария Зэмбэко

Шиповник. Спящая принцесса

Шиповник. Заколдованный лес

Уильям Моррис (1834—1896)

Уильям Моррис

Портрет Уильяма Морриса кисти Джорджа Фредерика


В середине прошлого века английское изобразительное искусство находилось в упадке. В нем господствовали либо далекий от жизни официальный академизм, либо пошлый мещанский жанр. Попытку обновить английское искусство предприняло «Братство прерафаэлитов». Его организовала в 1848 году группа художников и поэтов, восставшая против уродств буржуазной цивилизации, против безликости и пустоты современного искусства. Прерафаэлиты провозгласили своим идеалом искусство раннего Возрождения до Рафаэля. Однако призыв к реставрации старого искусства XV века в условиях капиталистической Великобритании был утопичен Содружество прерафаэлитов оказалось непрочным. Общество это вскоре фактически распалось. В живописи прерафаэлиты пришли к декоративной вычурности и символизму или к чисто натуралистическим принципам. Более значительна была роль прерафаэлитов в обновлении художественной промышленности. Движение это, распространившееся в 1860—1880 годах, возглавилось Уильямом Моррисом.
Моррис примкнул к прерафаэлитам будучи студентом Оксфордского университета. В 1853—1855 годах он изучал английские и французские соборы, с 1856 года стал заниматься архитектурой у Дж. Стрита, а позднее обратился к живописи.
С огромным энтузиазмом и энергией воспринял Моррис обращение архитектора О. Пьюджина и особенно критика Дж. Рескина к эстетике средневекового ручного труда в противовес обезличенной буржуазной промышленности. Стремясь возродить вытесненные капиталистической индустрией художественные ремесла, Моррис совместно с П. Маршаллом и Ч. Фокнером в 1861 году организовал фирму, которая производила кустарным способом декоративные ткани, мебель, изделия из металла и стекла, витражи, шпалеры, обои, вышивки. Вместе с Моррисом в этой фирме сотрудничали такие талантливые художники, как Ф. М. Браун, Д. Г. Россетти, Э Берн-Джонс, У. Крейн и архитектор Ф. Уэбб. В 1877 году Моррис основал Общество защиты старинных зданий, а в 1390—1891 годах — Келмскоттское издательство. Деятельность Морриса способствовала подъему художественной промышленности и книгопечатания. Моррису удалось реформировать декоративное искусство, поднять его значение и качество, создать тип жизнерадостного и уютного жилого интерьера. Организованное Моррисом издательство составило эпоху в развитии художественной полиграфии («История сверкающей долины» при участии У. Крейна, 1894; «Сочинения Джефри Чосера» при участии Э. Берн-Джойса, 1896). Однако его попытка воскресить в условиях буржуазного общества художественное ремесло и реализовать тем самым свою программу эстетического воспитания масс оказалась неосуществимой. Практическая деятельность Морриса и его сподвижников несла печать стилизаторства и сводилась к оформлению быта.
Осознав нереальность, своих проектов, Моррис покинул организованную им фирму и стал принимать активное участие в социалистическом движении. Моррис был не только художником, но и выдающимся поэтом, прозаиком, публицистом.

 Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.


Уильям Моррис картины


"Королева Гвиневра"

Королева Гвиневра - Моррис

орнаменты  Уильяма Морриса

The Failure of Sir Gawain


Артур Хьюз

 

Артур Хьюз (англ. Arthur Hughes, 27 января 1831 — 23 декабря 1915) — английский иллюстратор и живописец, писавший в стиле прерафаэлитов. Наиболее известные картины Артура Хьюза — «Апрельская любовь» (англ. April Love, 1855—56, галерея Тейт, Лондон) и «Долгая помолвка» (англ. The Long Engagement).

 Он учился в Королевской Академии художеств и открыл для себя прерафаэлитов, читая журнал «Росток». В начале творческого пути Хьюз находился под сильным влиянием Миллеса, и так же, как и он, изображал Офелию (например, «Ophelia», 1851—53, Художественная галерея Манчестера, Манчестер) и писал картины, посвященные произведениям Джона Китса. Позднее Артур Хьюз иллюстрировал некоторые книги Джорджа МакДональда. Всего он оставил после себя около 700 картин и набросков, а также более 750 иллюстраций.

Артур Хьюз картины 

«Офелия»

Артур Хьюз Офелия

«Долгая помолвка»

«Апрельская любовь»

Артур Хьюз картины

The Pained Heart

Home from Sea

A Music Party

Уолтер  Крейн (1845-1915)



Во второй половине XIX века в Англии под влиянием идей теоретика искусства Дж. Рёскина и художника У. Морриса возникло стремление возродить искусство книги. Инициаторы и участники этого движения считали книгу целостным организмом, построенным по строгим законам целесообразности и красоты.
Одним из самых выдающихся деятелей «возрождения» книги был соотечественник и соратник Морриса — художник Уолтер Крейн.
Крейн родился в Ливерпуле, в семье известного английского портретиста и миниатюриста Томаса Крейна. Вскоре семья переехала в Лондон. Мальчик с детства рос в атмосфере искусства, его любимым занятием было рисование, но все-таки лишь веское суждение такого авторитета, как Дж. Рёскин, определило его судьбу. Знаменитый критик, увидев рисунки мальчика, рекомендовал его в мастерскую выдающегося графика В. Линтона. Наряду с обучением в мастерской юный Крейн изучал работы старых итальянских мастеров, произведения своих соотечественников. Но наибольшее впечатление произвели на него японские цветные гравюры на дереве.
Крейн был художником широкого профиля, но главное приложение его таланта — иллюстрирование детских книжек. К 1864 году относится начало его сотрудничества с замечательным английским типографом Эдмундом Эвансом, который изобрел метод печатания картинок в несколько красок с отдельных деревянных досок. Детские книги, которые до сих пор украшались одноцветными гравюрами, приобрели яркий многокрасочный облик. Крейн, социалист по убеждениям, содействовал и широкой демократизации книги — в издательстве Э. Эванса он выпустил большое количество детских книжек стоимостью в шесть пенсов. Эти шестипенсовые книжки пользовались такой популярностью и любовью детишек, что, по словам нынешнего исследователя, сейчас трудно найти даже их клочки. Среди крейновских книжек — серия «нянюшкиных песен», старинные детские песенки, шуточные стихотворения, разные сказки.
Крейн не только рисовал иллюстрации — он был создателем всей книги, начиная с обложки, завершая последней концовкой. Художник рисовал заглавие, создавал орнамент, определял размеры полей, выбирал шрифт, размещал текст и картинки — так что вся книга полностью соответствовала его замыслу. Большая культура, огромная эрудированность, тонкий вкус, владение стилистикой цветной гравюры обусловили невиданное доселе высокое качество шестипенсовых книжек Крейна. Английский художник Берн-Джонс, благодаря Крейна за присланную книгу, написал: «Это — подарок, который один король может послать другому...» Именно Крейн первым ввел подлинное искусство в ребячий мир.
Крейн был известен широким слоям английского общества не только как создатель прекрасных детских книг, иллюстратор Шекспира, но и как автор политических карикатур, появлявшихся каждую неделю в социалистической печати и вышедших впоследствии отдельным сборником. Его общественная деятельность - выразилась и в создании двух организаций, объединяющих английских художников. Значительным был вклад Крейна в область теории искусства. Его работа «Линия и форма», посвященная графике, сохранила свою ценность до настоящего времени. Мастер вел также большую педагогическую работу в ряде художественных заведений.
Но главными достижениями Уолтера Крейна в искусстве так и останутся его очаровательные детские книжки, которые восхищают и нынешнего зрителя своей блестящей фантазией, прекрасным замыслом и артистическим исполнением.
 

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1975 г.

 

Уолтер  Крейн картины


Джон Уильям Уотерхаус.

Джон Уильям Уотерхаус

Джон Уи́льям Уо́терхаус (англ. John William Waterhouse 6 апреля 1849 — 10 февраля 1917) — английский художник, творчество которого относят к позднейшей стадии прерафаэлитизма. Известен своими женскими образами, которые он заимствовал из мифологии и литературы

 Родился в Риме, в семье художников. Позднее они переехали в Лондон, где Уотерхаус прожил всю оставшуюся жизнь. Сначала его обучал живописному мастерству отец, а в 1870 году юноша поступил в Королевскую Академию художеств.

 В ранних работах чувствуется влияние Альма-Тадема и Фредерика Лейтона. В 1874 году, в возрасте двадцати пяти лет, на выставке появилась картина Уотерхауса «Сон и его сводный брат Смерть» (англ. Sleep and His Half-Brother Death), которая очень понравилась критикам и впоследствии выставлялась практически каждый год, вплоть до смерти художника в 1917 году. В 1883 году Уотерхаус женился на художнице Эстер Кенуорти, чьи картины тоже появлялись на выставках Королевской Академии. У них было двое детей, которые рано умерли, но, несмотря на это, брак был счастливым.

 В 1895 году Уотерхаус был избран членом Королевской академии, а в 1917 году умер от рака. Похоронен на кладбище Кенсал Грин (Лондон).

 Одной из самых известных картин Уотерхауса считается «Леди из Шалот», посвященная Лилейной деве из Астолата. Элейн или Лилейная дева (англ. Lily Maid of Astolat) — персонаж из легенд о короле Артуре, девушка, умершая от неразделённой любви к Ланселоту в одной из поэм Теннисона. Уотерхаус создал три разных версии этой картины: в 1888, в 1896 и в 1916.

 Он также любил изображать Офелию. На одной из таких картин (1888—1889) Офелия показана как раз перед смертью, сидящей возле озера. Другие «Офелии» появились в 1894 и 1909—1910 годах.

Джон Уильям Уотерхаус картины


«Леди из Шалот»

Леди из Шалот

«Офелия», 1894

«Судьба», 1900

«Психея открывает дверь в сад Эроса»

Душа розы

Святыня

«Ламия»

«Миранда и Буря»

La Belle Dame sans Merci

Срывайте розы поскорей

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 

Дизайн интерьера

Декорирование интерьера

Современные художники: жанры, стили, направления

Контакты администратора

 

E-mail: pavelin@mail.ru

Внимание

В арт-сообществе состоит более 1400 авторов. Если публикуемые пользователями портала изображения, статьи нарушают чьи-либо авторские права, законодательные нормы, пожалуйста сообщите администрации сайта. Собственные произведения художники размещают на личной странице профиля пользователя (отображаются в виде мини-эскизов). Картины известных мастеров, публикуемые исключительно с ознакомительно-просветительской целью, размещаются в отдельной статье, посвященной творчеству мэтра.

 

 

Картины современных художников