Картина «Девушка у пруда» Михаила Нестерова |
Истории о великих художниках - Нестеров Михаил Васильевич (Mikhail Nesterov) |
23.03.2014 12:41 |
Было лето 1923 года. Нестеров с семьей жил под Москвой в деревне Дубки у художника Бакшеева. В то лето шли часто дожди. Редко выдавался ясный день. Работать на воздухе, писать этюды было невозможно. Бакшеев предоставил Нестерову свою мастерскую. Михаил Васильевич томился, писал повторения своих прежних картин.
Однажды, когда кончился утренний дождь, Нестеров вышел в парк. Низкие серые облака закрывали небо. Деревья стояли влажные. Было сыро, но тепло. Молчали птицы, воздух был неподвижен и густ, роскошная от избытка влаги, зелень парка впала в дрему... Художник гулял, о чем-то смутно думал и незаметно очутился у пруда. Вдруг он остановился. На скамье у самого пруда сидела его дочь Наталья. Поза дочери и выражение ее лица приковали его внимание. Она сидела, опершись на скамью обеими ладонями. Казалось, она присела на минутку; переведет дух — и опять побежит к какому-то прерванному делу. Но что-то удержало ее. Она повернула голову к пруду и смотрит. Смотрит поверх этого темного, сонного, поросшего водяными лилиями пруда, смотрит вдаль, где чуть-чуть, еле заметно, пробиваются лучи солнца... Нестеров стоит за деревьями и не может оторвать взгляда от дочери. Никогда еще он не видел такого выражения лица у Наташи. Взгляд у нее почти суровый, вся она какая-то собранная; воля, решительность во всем ее облике. Она смотрит вдаль уже недетским взглядом и не боится неизвестности. Нет, она как будто даже стремится скорее уйти туда, в далекую даль, где ждут ее испытания, труд... Нет, она не колеблется, не трусит, губы ее сжаты, взор решителен, она уже поняла, что жизнь трудна, даже сурова, но она не отвергает ее, не собирается прятаться от нее, а, напротив, вот-вот устремится навстречу ей... Эта девушка уже из другого племени. Нет в ней ничего схожего с теми робкими голубицами, которые прятались от жизни в монастырских кельях. Это уже девушка из новой эпохи, которой он еще не знает. Но она, его дочь, приняла все трудности новой жизни и как бы зовет его с собой... Нестеров выходит из-за своего зеленого укрытия и властно говорит дочери: — Вот так сиди! Я с тебя буду писать... Через двенадцать лет в Москве открылась выставка картин Нестерова. Картина «Девушка у пруда» открывала портретную галерею, написанную художником за эти годы. Здесь были портреты академика Павлова, академика Северцева, профессора Юдина, художников братьев Кориных, скульптора Шадра... Жизнь бурно ворвалась в творчество художника. Пришел на выставку Нестерова и Алексей Максимович Горький. Много лет не встречались они. А теперь, после долгой разлуки встретились, обнялись... Были они уже оба стариками, но, как и в былые годы, заговорили об искусстве со всем пылом молодости. Горький переходил от картины к картине, радовался, что Нестеров вышел на широкую дорогу жизни и так талантливо запечатлел своих современников. Особенно Алексей Максимович залюбовался «Девушкой у пруда». Долго не отходил от нее, а потом сказал: — О каждой нестеровской девушке думалось: когда-нибудь она уйдет в монастырь. А вот эта девушка не уйдет. Ей дорога в жизнь, только в жизнь! Смотреть картины Нестерова ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru