Иллюстрации Владимира Бехтеева |
Информация художников - Сообщения художников |
30.08.2013 18:54 |
Творчество Владимира БехтееваИзвестному художнику-иллюстратору Владимиру Бехтееву (15 апреля 1878, Москва — 21 июня 1971, Москва) больше всего удавались книги, романтические по своему настроению. Это не было неожиданным, поскольку и в живописи мастера сильно романтическое начало. В ней всегда жили взволнованность чувств, напряженное восприятие жизни. Бехтеев иллюстрировал «Консуэло» Жорж Санд, «Собор Парижской богоматери» В. Гюго, «Историю тринадцати» О. Бальзака, каждый раз находя оригинальную «интонацию». Для воссоздания такой романтической атмосферы художник широко использует контрасты света и тени, когда отдельные лица и фигуры как бы «выхватываются» из темноты, а другие, наоборот, «тонут» в таинственном мраке. Каждый жест, каждое движение у Бесхтеева психологически и драматически выразительны. При работе над иллюстрациями он очень органично использует опыт искусства той эпохи, о которой идет речь у писателя. Так, его листы к «парижским» главам в «Кукле» Б. Пруса перекликаются с набросками импрессионистов и их непосредственного предшественника, прекрасного французского рисовальщика К. Гиса. Обычно Бехтеев выполнял свои иллюстрации в технике черной акварели, наиболее полно отвечавшей тем психологическим и декоративным задачам, которые он ставил перед собой. Но ряд книг проиллюстрирован им рисунками пером и тушью, например, «Мадемуазель Монэн» Теофиля Готье. Это беглые виртуозные наброски, порой вроде бы случайные и незаконченные, ко очень верно передающие ироничный стиль произведения. Быть может, лучшее в наследии Бехтеева — иллюстрации к эллинистическому роману «Дафнис и Хлоя» Лонга (1934). Из русских писателей и поэтов наиболее близок Бехтееву, несомненно, Лермонтов. Ему удалось передать беспокойные ритмы стихов поэта, ту напряженную, глубоко психологическую атмосферу, где сталкиваются полярные характеры героев, которая так привлекает в лермонтовской прозе. Эти черты ощутимы и в листе к стихотворению «1 января», где великосветский бал трактован как съезд злобных ничтожных людей, и в цикле «Герой нашего времени». В иллюстрациях Бехтеева всегда огромную роль играет живое ощущение природы, показ характера человека в наиболее яркие моменты повествования. Многие иллюстрации его — пейзажи, но пейзаж этот не просто механически перенесенный с натуры этюд, а всегда композиция, несущая точную эмоциональную и смысловую нагрузку. Поэтому так уместны оказываются «живые» пейзажи Венеции, когда смотришь «Консуэло», или поэтичный вид Нотр-Дама в «Соборе Парижской богоматери». Tags: ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru