Алексей Бахрушин - основатель театрального музея. Биография коллекционера |
Информация художников - Сообщения художников |
21.05.2024 10:04 |
Алексей Александрович Бахрушин (1865-1929)
Конец 19 века дал русской культуре не только многих прославленных поэтов, писателей, художников, музыкантов. Одной из интереснейших сфер художественной жизни становилось коллекционирование. Собирали рукописи и книги, античные и восточные редкости, мебель и прикладное искусство, живопись, скульптуру, графику. Многие коллекции передавались крупнейшим отечественным музеям, сами становились музеями. Особое место среди них занимает коллекция А. А. Бахрушина, послужившая основой для создания уникального в своем роде театрального музея. Алексей Бахрушин рос в богатой купеческой семье: Бахрушины владели крупнейшими в России кожевенными заводами, приносившими миллионные капиталы. Образование его ограничилось гимназией. Но, как и большинство тогдашней молодежи, Бахрушин с юности увлекся театром. Он состоит членом так называемого Перловского кружка, объединявшего любителей театра, участвует в любительских спектаклях, учится пению. Его окружают люди, искренне предан- 26 ные не только театру, но и коллекционированию. Толчком к собирательству Бахрушина послужил обыкновенный спор. Алексей Александрович убеждал своего оппонента в том, что «коллекционировать только через антиквариев не выискивая самому и не интересуясь глубоко — занятие пустое и не интересное». Этот спор так задел молодого Бахрушина, что он решил попробовать собирать и, сам того не подозревая, навсегда увлекся коллекционированием, связанным с историей театра. Первой покупкой начинающего собирателя стали 22 эскиза театральных костюмов, написанных в 1786 году художницей парижской Гранд-Опера М. Кирцингер по заказу графа Шереметева для Кусковского крепостного театра. Когда бахрушинское собрание достигло внушительных размеров, владелец решил обнародовать его. Официальной датой открытия своего музея Бахрушин считал 29 октября 1894 года, когда собрание было выставлено для всех желавших познакомиться с ним. Современники сразу оценили значимость коллекции, и уже первая запись в книге отзывов гласила: «Потомство останется благодарным и дорого оценит собрание». В стремлении сделать все собранное достоянием не только узкого круга знатоков и любителей, но самой широкой публики, Бахрушин продолжал традиции лучших русских коллекционеров 19 века. В 1900 году одна из газет писала, что владелец считает себя лишь временным собственником этих вещей, из которых многие подарены ему... как бы на хранение, и собирается в будущем построить особое здание для театрального музея, сделав эти интересные и ценные коллекции общественным достоянием». Действительно, Бахрушин предполагал, что построит для музея специальное здание или же переместит его в проектируемое «артистическое фойе» Малого театра. Но музей по- прежнему оставался в Замоскворечье, в небольшом красно- белом особняке с причудливыми башенками, где по воскресеньям собиралась вся театральная Москва. Собрание размещалось в четырех залах на первом этаже, под широкой парадной лестницей. Первый зал был посвящен театральным зданиям и постановкам. В нем были представлены планы и виды театров, старинные гравюры и литографии, вроде «Вида Большого театра во время пожара 1853 года»; декорационная живопись конца 18—19 века, начиная с Д. Кваренги, Пьетро Гонзага, а также работы русских декораторов последних десятилетий. 250 акварелей А. Головина к опере «Кармен» и к «Маскараду», декорации К. Коровина к «Кармен», эскизы А. Васнецова к «Граду Китежу», проекты для «Старинного театра» М. Добужинского, Ивана Билибина, Е. Лансере; декорации и эскизы костюмов В. Поленова, Ф. Федоровского, П. Кончаловского, Н. Рериха, Б. Анисфельда, К. Сомова, А. Бенуа, Н. Гончаровой, JI. Бакста. Второй зал украшали портреты прославленных русских драматургов. Здесь же находились их рукописи и письма, а также скульптурные бюсты, проекты памятников. Экспонатами зала были акварельный автопортрет М. Ю. Лермонтова и портрет Пушкина работы Мозера, висевший в кабинете поэта. В третьем зале висели портреты артистов. Галерею начинал портрет Ф. Г. Волкова (копия с работы А. П. Лосенко), авторская копия И. П. Аргунова «Портрета крепостной актрисы Параши Жемчуговой», портрет «первого актера» российского театра И. А. Дмитриевского работы Лампи-младшего, портреты И. И. Сосницкого — В. А. Тропинина, Э. Рашели — К. П. Брюллова, «Б. С. Семеновой в роли Сивиллы Дельфийской» О. А. Кипренского. Тут же были и полотна художников 20 века: портрет Т. Карсавиной работы С. Сорина, М. Куз- нецовой-Бенуа — О. Браза, скульптурный автопортрет Ф. И. Шаляпина и его портрет в роли Мефистофеля А. Я. Головина; старинные гравюры, изображавшие знаменитых французских актрис начала 19 века м-м Жорж и Марс, редкие фотографии, афиши спектаклей. В четвертом зале хранились портреты певцов и музыкантов, рукописи русских композиторов, музыкальные инструменты различных стран и эпох. Коллекция Бахрушина поражала своими размерами и разнообразием. Здесь была масса печатных и рукописных материалов, тщательно систематизированные собирателем вырезки из газет, колоссальная иконография театральных деятелей, снимки и зарисовки постановок, бесчисленные автографы актеров, их костюмы и бенефисные подношения. «Музей воспроизводит не только внешнюю жизнь театра, он — летопись внутренней жизни нашего театра за два века и будущий историк театра будет пользоваться прежде всего этим собранием», — писал А. И. Сумбатов-Южин. Бахрушин выработал определенную систему, которой неизменно придерживался в своей коллекционерской деятельности. Она состояла в следующем: 1) собирать все значи-- тельное, важное и характерное, что может осветить прошлое русского театра; 2) чутко следить за всем настоящим; 3) систематизировать накопленное; 4) привлечь к изучению театра не только профессионалов, но и широкие народные массы. «Несите в музей все, что у вас есть интересного, а мы разберемся», — обращался Бахрушин ко всем. В 1902 году Бахрушин впервые официально ставит вопрос о безвозмездной передаче музея государству. «Когда во мне утвердилось убеждение, что собрание мое достигло пределов, при которых распоряжаться его материалами единолично я уже не считал себя вправе, я задумался над вопросом, не обязан ли я, сын великого русского народа, предоставить это собрание на пользу русского народа». Но дирекция конторы императорских театров и городская управа встретили его предложение с недоумением. И все лишь потому, что в Европе аналогичных музеев в те годы еще не существовало. Тогда Бахрушин принимает решение передать музей в ведение Российской Академии наук. Это событие произошло 23 ноября 1913 года. В 1916 году музей получил название Литературно-театрального музея Академии наук. Началась научная обработка коллекций. Бахрушин был первым деятелем старого театра, пришедшим в Театральный отдел Наркомпроса. Четыре года Бахрушин проработал в Театральном отделе, несколько раз избирался в члены Академии художественных наук. Когда решалась судьба театрального музея, А. В. Луначарский лично обратился к В. И. Ленину с просьбой оставить за музеем имя его создателя. 1 февраля 1919 года был утвержден приказ о назначении Бахрушина пожизненным директором музея, носящего его имя. Как и в дореволюционные годы, Бахрушин остается заметной фигурой в художественной жизни Москвы. Он деятельный член Комитета по постановке памятника А. Н. Островскому перед зданием Малого театра, различных обществ и комиссий. Его усилиями в 1927 году в музее организована выставка «Московские театры Октябрьского десятилетия». Работы лучших советских сценографов заняли все залы музея. Не был пропущен ни один значительный спекткль, демонстрировавшийся макетом, эскизами декораций и костюмов, бутафорией и фотографиями. Среди выставленных экспонатов были работы И. Нивинского, Н. Крымова, В. Кустодиева, А. Головина, И. Рабиновича, других новых и старых художников советского театра. Алексей Александрович Бахрушин скончался 7 июля 1929 года. «Вместе с А. А. Бахрушиным исчезнет из культурного мира Москвы, в особенности из театрально-культурного мира, одна из замечательнейших фигур, — писал А. В. Луначарский. — А. А. Бахрушин великолепно послужил бессмертию театра, театр обязан ему благодарностью и обязан хранить о нем дорогую память». Н. СЕМЕНОВА ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru