История грузинской светской живописи |
Статьи об искусстве - Статьи о искусстве | |||
Автор: Павел Ин | |||
20.11.2023 19:05 | |||
Вопрос о векторе грузинской культуры поднимался неоднократно. На различных исторических этапах политические, социальные и другие изменения оказывали влияние на культурную и художественную жизнь страны и находили в ней отражение. Ориентация искусства, как стремление - это неделимая фундаментальная концепция формирования самосознания.
Далее следует вернуться к более позднему светскому искусству: правильно утверждать, что настенные портреты жертвователей являются предварительной стадией светской живописи (портрета). Оно довольно сильно отличается от евангельских иконографических схем, поскольку имеет совершенно другое значение. Изображения исторических личностей - королей или крупных феодалов, созданные в соответствии с их социальным и политическим положением (одежда, атрибутика) на различных этапах истории, были более или менее идеализированными образами. Главная идея состояла в том, чтобы увековечить их заслуги. Вот почему мастер обычно изображал этого человека молящимся Христу, Божьей матери или каким-либо великим святым и в композиционном отношении к ним. Есть также примеры, когда был представлен не только один мужчина, но и целые дворянские семьи, а также добавлены надписи типа "Благослови Бог... раб твой... аминь... " и так далее. Подчёркнутое изображение фигур означает, что их фронтальное положение и черты лица более индивидуальны в позднем средневековье, а период политического влияния Ирана и Османской империи также отражается на одежде. Во второй половине XVIII века было создано несколько портретов царя Имерети (Западная Грузия) Соломона Первого, царей Картли-Кахтети (Восточная Грузия) Теймураза Второго и Эрекле Второго, князя Гарсевана Чавчавадзе и портреты его жены. Парадокс в том, что это искусство, выраженное в картинах, написанных европейскими мастерами, до сих пор считается грузинским. До недавнего времени они выставлялись в первом зале отдела современного грузинского искусства музея изобразительных искусств. А вот имена авторов портрета семьи Мухранбатони (герцога Мухранского) и портрета герцогини Нино Ксанской так пока и не установлены. Ещё одним великим грузинским мастером портрета является Григол Майсурадзе (освобождённый крепостной князя Александра Чавчавадзе) - первый профессиональный грузинский живописец. Тот факт, что технически искусные европейские и русские мастера во время своего пребывания в Грузии создавали портреты грузинской аристократии, является важным культурным фактом (Гольбейн, Рубенс и Ван Дейк тоже ранее работали при английском королевском дворе XVI-XVII веков). Однако утверждать, что иностранные мастера в Грузии являются отправной точкой истории национального искусства, было бы невероятной ошибкой. Похоже, что искусствоведы не очень желали задумываться о специфике грузинского вида искусства и общих этапах его образования других видов художественного воспроизведения. Картины, которые являются первыми грузинскими светскими (станковыми) картинами, - это портреты. Стоит, пожалуй, подробно остановиться на двух из них - семейном портрете князя Николая (Николоза) Багратиони-Мухранского со своей семьёй и портрете Нино Эристави, герцогини Ксанской. Оба произведения репрезентативны по своему характеру и в то же время принадлежат к двум разным культурным течениям. Известно, что первую из них создал художник церкви из Мухрани (К сожалению, не сохранились ни его имя, ни его церковные росписи стен), а поэтому картина имеет много знакомых признаков настенной живописи. Принципы расположения фигур, фактура живописи, перспектива, цветовая палитра указывают на средневековые церковные традиции. Также очень интересны усилия по психологической характеристике людей - великий князь Николоз, одетый в домашнюю одежду, стоит в центре среди членов своей семьи с самодовольным, спокойным лицом. Прописано сдержанное, чуть кокетливое выражение лиц женщин и молодых военнослужащих и страх детей, когда они прижимаются к телам своих родителей. По сравнению с семейным портретом Мухранбатони становится очевидным персидский стиль более раннего портрета герцогини Нино. В этом специфически грузинском произведении есть моменты синтеза рисунка и живописи, декоративного и монументального. Без сомнения, для его создателя примером является парадная каджарская живопись из Ирана, а не церковное искусство. Этот портрет также выражает благородную сдержанность и классовую гордость, а нейтральный фон (природа) является отдалённым напоминанием о западном романтизме. На протяжении 19 века, кроме дворян, были созданы также изображения государственных служащих и могущественных купцов, а жанром (социальным заказом) по-прежнему оставался портрет. Не было ещё традиции писать пейзажи, сценки из жизни или натюрморты богатой грузинской кухни. Всё это придёт позже. Картины этого периода известны под общепринятой концепцией, как «Тбилисский портрет». Как правило, это уже буржуазный вид живописи, который распространялся в городах Южного Кавказа: Тбилиси, Гянджу, Ереване и т.д. Среди представителей этой школы наиболее известной является династия Овнатамовых (Овнатаньянов), различные поколения которых работали на армянских католикосов (официальный титул главы восточно-христианской церкви) и при дворе царей Картли-Кахети. Показательно, что, подобно автору семейного портрета Мухранбатони, А. Овнатамов также занимался церковной росписью (собор Святого Эчмиадзина неподалёку от Еревана). Как правило, у таких картин есть некоторые специфические признаки, такие как - небольшой формат, нейтральный фон, условная пластика и моделировка. Национальные черты индивидуальны, и в то же время они представляют персонажа как социальный тип с общими характеристиками. В такого рода изображениях, упомянутых выше, очевиден опыт каджарской живописи и её условность, ограничение цветов более очевидно - каджарская идея вечности заменена желанием мирных жителей показать своё благополучие. Сегодняшний день - это всего лишь бесформенный фрагмент прошлого, и у специалистов нет полной информации о прошлом, не говоря уже о его анализе. Художники-визуалисты в современной Грузии (и не только в Грузии) слегка дезориентированы. Однако это вытекает из природы постмодернизма. Изучая историю, люди стремятся найти свой путь, познавая далёкое и близкое прошлое, осознавая их в реалиях сегодняшнего дня. ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
|
E-mail: pavelin@mail.ru