Кто такая Мария Клавдиевна Тенишева

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2
knopka_add3
продажа картин

Регистрация/Вход


Быстро и удобно!

Авторов онлайн

Никакой

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Гостей онлайн

Сейчас 603 гостей онлайн
Главная Статьи об искусстве Кто такая Мария Клавдиевна Тенишева
 
 
 

Кто такая Мария Клавдиевна Тенишева

Павел Ин. Автор:
Павел Ин.


Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
Статьи об искусстве - Статьи о искусстве
Автор: Павел Ин.   
19.08.2022 10:10

Мария ТенишеваМария Клавдиевна Тенишева справедливо может считаться одной из наиболее незаурядных женщин той эпохи, кото­рую принято называть серебряным веком русского искусства.  М.К.Тенишева (урожденная Пятковская) была богато одаренной натурой. От природы у нее был прекрасный голос. Закончив вокальную школу знаменитой Маркези в Париже, молодая Мария Николаева (носившая тогда фамилию пер­вого мужа) могла бы при желании сделаться профессиональ­ной певицей, настолько велико было ее мастерство. Второй, не менее сильной ее привязанностью было изобразительное искусство. Она занималась, правда совсем недолго, в Петер­бургском училище технического рисования барона Штигли­ца, а живя в Париже, посещала популярную академию Жю- лиана, где ее наставниками были модные салонные живо­писцы Бенжамен Констан и Жан-Поль Лоране.

Кроме всего, княгиня была страстной собирательницей. В отличие от большинства любителей изящного, Тенишева собирала не живопись, а акварель и рисунок, которые в то время не были предметом особенной страсти русских кол­лекционеров. Однако Тенишева шла собственным путем, же­лая осуществить поставленную перед собой задачу «собрать лучших представителей акварельной живописи и представить историю ее в возможно полном виде». Решению ее немало помог Александр Бенуа. Начинающий художник, будущий историк искусства и критик, Бенуа получил от Тенишевой крайне необходимую ему финансовую помощь, «в обмен» на которую занялся разбором, систематизацией и в первую оче­редь пополнением ее собрания. В 1897 году тенишевская кол­лекция, насчитывавшая чуть меньше тысячи номеров, была экспонирована в Обществе поощрения художеств в Петербур­ге. Вслед за успешно прошедшей выставкой русская часть собрания была подарена владелицей только что открывше­муся Русскому музею Александра III.

Благотворительность и меценатство — эти характерные для многих представителей прогрессивно мыслящей части русского общества черты — были свойственны княгине М.К.Тенишевой, обладавшей (благодаря мужу — крупному промышленнику) огромным состоянием. В 1890-е годы на собственные средства ею были открыты начальная рисоваль­ная школа в Смоленске и школа в Петербурге. Петербург­скую рисовальную школу часто называли «Тенишевской мастерской Репина». Школа-мастерская, в которой препо­давал знаменитый художник, просуществовала почти десять лет. В ней получили первые художественные навыки многие интересные мастера, в том числе и замечательный русский график Иван Билибин.

Мария Клавдиевна Тенишева, художник И.Е. Репин, 1896 год.

Хотя княгиня Тенишева неоднократно признавалась в том что современное искусство оставляет ее равнодушной, ею немало было сделано для его популяризации. Вместе с Саввой Ивановичем Мамонтовым она материально поддержала пред­принятое Сергеем Дягилевым издание нового журнала «Мир искусства». Обоим подвижникам отечественного искусства импонировало желание «доказать, что русское искусство све­жо, оригинально и может внести много нового в историю ис­кусств», что и отстаивали на страницах журнала члены круж­ка петербургских художников, во главе которых стояли Алек­сандр Бенуа и Сергей Дягилев. Покровительство молодым художникам навлекло на Тенишеву немало упреков; карика­туристы не раз изображали ее в различных (часто малосим­патичных) видах, а особенно рьяные критики даже удостоили ее звания «матери русского декадентства». Однако близость с мирискусниками длилась недолго. Возникшие разногласия заставили Марию Клавдиевну порвать с Дягилевым и сиять свое имя с обложки журнала, субсидирование которого ею было полностью прекращено.

Отход от журнала совпал с изменением собирательских и художественных пристрастий Тенишевой. Русская старина и народное творчество окончательно сделались предметом наиболее пристального ее интереса. Тенишева покидает сто­лицу и прочно обустраивается в собственном имении, куплен­ном еще в 1893 году у своей ближайшей подруги и наставницы Е.К.Святополк-Четвертинской. Лежащее в 17 километрах от древнего Смоленска Талашкино ( в ссылке фото), так же как некогда подмос­ковное мамонтовское Абрамцево, становится благодаря уси­лиям новой владелицы центром возрождения народных про­мыслов и создания нового русского стиля.

Во время первой русской революции М.К.Тенишева покину­ла Россию. Она уехала в Париж, куда увезла и уникальный музей, за сохранность которого опасалась. Из привезенных с собой коллекций Тенишева устроила во французской столи­це выставку, которая с успехом прошла в отделении деко­ративных искусств Лувра. Вышивки смоленских рукодель­ниц, деревянные изделия, сделанные руками талашкинских крестьян, предметы русской старины вызвали большой инте­рес у публики. Тенишевская выставка шла следом за зна­менитым Осенним Салоном 1906 года, на котором ее бывшие друзья Бенуа и Дягилев впервые знакомили западную публи­ку с прошлым и настоящим русского искусства, постепенно завоевывавшего Европу. Накануне легендарных дягилевских сезонов русского балета Тенишева устроила новую выставку. На этот раз экспозиция была посвящена исключительно со­временному искусству, представленному работами Рериха, Билибина и других талашкинцев. Здесь же княгиня выстави­ла и собственные работы, сделанные в технике эмали. Эмаль­ерное искусство было последним и наиболее сильным увле­чением Тенишевой, работавшей также как живописец и мас­тер-керамист. Ее наставником в этом сложном ремесле был парижский ювелир Рене Лалик — один из законодателей мо­ды в европейском прикладном искусстве. Тенишевские ра­боты в технике эмали, отличавшиеся тонким чувством цвета и высоким мастерством, многократно демонстрировались на парижских выставках, что позволило ей стать членом Нацио­нального общества изящных искусств.

На родину Тенишева вернулась в 1908 году вместе со своим музеем, который подарила городу Смоленску. Однако го­родские власти не проявили к нему должного участия. Поже­лания принять музей выказали многие города и даже французское правительство. В 1911 году Тенишева передала музей в ведение Московского археологического института. Она про­должала работать как художник-эмальер, изучала историю и технику выемчатой эмали, занималась обновлением состава красок. Накануне революции она закрыла талашкинские мастерские и переехала в Москву, где защитила диссертацию «Эмаль и инкрустация». Уже после ее смерти в Праге вышла написанная ею книга под тем же названием.

Эмалевый портал. Автор М.К.Тенишева.

Как справедливо заметил один из исследователей, русское искусство, вероятно, недосчиталось бы очень многих заме­чательных произведений и целого ряда художественных на­чинаний, если бы не деятельность Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, Щукиных и других отечественных меценатов. К их числу без сомнения принадлежит и Мария Клавдиевна Тенишева, которая, как написал бывший ученик тенишевской рисовальной школы Иван Билибин, «всю жизнь посвятила родному искусству, для которого сделала бесконечно много».

По статье Н.СЕМЕНОВОЙ в Художественном календаре 1992 года.

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
Обновлено 19.08.2022 14:47
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 

 

Дизайн интерьера

Декорирование интерьера

Современные художники: жанры, стили, направления

Контакты администратора

 

E-mail: pavelin@mail.ru

Внимание

В арт-сообществе состоит более 1400 авторов. Если публикуемые пользователями портала изображения, статьи нарушают чьи-либо авторские права, законодательные нормы, пожалуйста сообщите администрации сайта. Собственные произведения художники размещают на личной странице профиля пользователя (отображаются в виде мини-эскизов). Картины известных мастеров, публикуемые исключительно с ознакомительно-просветительской целью, размещаются в отдельной статье, посвященной творчеству мэтра.

 

 

Картины современных художников