Японский художник Кацусика Хокусай: картины, гравюры, биография |
Картины известных художников - Искусство Востока |
04.02.2017 19:46 |
Кацусика Хокусай (1760-1849)
Автопортрет Кацусика Хокусай — самый известный за пределами своей страны японский художник. Его гравюры были едва ли не первыми произведениями японского искусства, с которыми Европа познакомилась во второй половине 19 века. Французские художники-импрессионисты, увидевшие в японской гравюре черты, близкие их собственным поискам, высоко оценили Хокусая, ставшего в их глазах олицетворением японского национального гения. Но подлинное величие этого выдающегося художника — живописца, графика, поэта и писателя — открылось и японским и европейским ценителям много позже. Масштаб его творческой личности и его место в истории мирового искусства были осознаны сравнительно недавно. Хокусай прожил долгую жизнь. Начало его творческого пути приходится на эпоху, значительно отличавшуюся от того времени, когда он выполнял свои последние работы. Сотни картин, тысячи гравюр и рисунков, иллюстрации к пятидесяти книгам (в общей сложности более 500 томов) — таково огромное наследие Хокусая. Общепризнанно, что наивысшие достижения художника лежат в области гравюры, которой он начал заниматься еще в ранней юности. Восемнадцати лет Хокусай поступил учеником в мастерскую известного художника Кацукава Сюнсё и в течение пятнадцати лет подписывал свои работы именем Сюнро, включающим, как велит традиция, часть имени учителя. Всего Хокусай менял псевдоним более пятидесяти раз, отмечая этим внутренние повороты творчества, изменение манеры и т. п. Гравюра на дереве получила широкое распространение в Японии со второй половины 17 века, расцвет этого искусства приходится на 18 столетие. Творчество Хокусая — это уже последний, завершающий этап, отмеченный и высокими достижениями, и постепенным угасанием гравюры. Гравюра на дереве обозначается в Японии термином укиёэ, проифсождение которого относится к эпохе средневековья и имеет буддийские корни. Но уже в 17 веке содержание этого понятия резко изменилось. Как писал в 1661 году в «Укиё моногатари» («Повести об изменчивом мире») известный прозаик Лсай Рёи, «в прошлом слово укиё использовалось для обозначения бренной жизни, в которой все свершается вопреки надеждам человека; теперь же укиё приобрело значение «изменчивый» вместо «бренный», и само понятие стало обозначать манящие извивы судьбы человека в ту счастливую пору, когда он живет мгновеньем, весело покачиваясь на волнах неведомого...» Гравюра укиёэ с самого начала стала искусством нового формирующегося сословия — горожан, занимавших самое низкое положение в сословной иерархии японского феодального общества. В отличие от других видов искусства того времени, гравюра была демократична, рассчитана на самые обычные, даже порой примитивные вкусы своих заказчиков, но при этом одушевлена их энергией, жаждой жизни, развлечений, ярких впечатлений. Будучи презираемой верхушкой феодального общества, гравюра тем не менее развивалась на основе многовековых художественных традиций прошлого, освоив и переработав длительный опыт поколений японских средневековых художников. Кацусика Хокусай, при своем постоянном стремлении к новому, освоил национальные традиции и в их высоком мировоззренческом смысле, и как систему приемов художественной выразительности. Работа в мастерской Кацукава Сюнсё была первым этапом такого освоения, овладения выразительными возможностями линии, с помощью которой передаются и динамика фигур и их объемность. В середине 90-х годов Хокусай покидает мастерскую учителя, стремясь к расширению тематики и диапазона чувств своего искусства. Он увлекается изучением европейской живописи и графики, интересуется анатомией и математической перспективой, которые не были известны японскому искусству прошлых веков. Воздействие европейского искусства оказало влияние на разработку Хокусаем в конце 90-х годов новой концепции мира и человека, отличавшей его искусство от работ предшественников и современников. Наиболее отчетливо это проявилось в пространственном построении гравюр из серий «Восемь видов Оми», «Восемь видов Эдо» и ряда других. Захваченный пафосом пространства, художник разворачивает его по диагонали, придает ему активность, динамику, чего никогда не было в японском искусстве до него. От этого и все мировосприятие становится гораздо активнее, меняя общий тонус и смысловое наполнение образа. Свое творчество первых двух десятилетий 19 века Хокусай посвятил в основном книжной графике, а также начал работу над пятнадцатью сборниками зарисовок «Манга», издававшимися с 1812 года до самой смерти мастера и даже после его кончины. В рисунках, помещенных в «Манга», перед нами предстает совершенно необычный, невиданный прежде образ Японии, ее народа, природы в самых разнообразных проявлениях. Всего Хокусай исполнил 3191 композицию, запечатлев величественные и ироничные, трагические и фривольные стороны жизни. Но самое главное — перед нами живые люди, заполняющие собой улицы и рынки, общественные бани и театры, буддийские храмы и публичные дома. Художник как бы исследует человека и человеческую жизнь, видит во внешнем и порой непривлекательном глубокий внутренний смысл, утверждая новую эстетику, в сфере которой оказываются не только возвышенное и прекрасное, но и безобразное, жестокое. Хокусай впервые открывает для японского искусства ценность характерного, неповторимого, индивидуального. Дух анализа, осознание мира в его неповторимости становится главной особенностью всего искусства Хокусая. Ему свойственны не только зоркость художника-ученого, но и воодушевление поэта. Все жизненные впечатления он переплавляет в свои творения, исполненные высокой мечты и силы духа. С наибольшей силой это воплотилось в сериях его пейзажей, относящихся к 20-м годам. Самая знаменитая из них — «36 видов Фудзи». В гравюрах художников 18 века пейзаж обычно играл роль лирического фона для изображенных фигур и не имел самостоятельного значения. У Хокусая пейзаж осмыслен как реальная среда жизни человека, сопоставимая, однако, не только с его бытом, но и с Бытием. Пейзаж становится выражением мировоззрения художника, его внутренних драматических коллизий. Теперь не только жизнь самой природы, ее ритмы, ее большие и малые стихии оказываются достойными внимания и запечатления, что было свойственно традиционному пейзажу средневековья. В гравюрах Хокусая пейзаж наполняется новым смыслом, более человечным по своей сути. Много путешествовавший по стране и наблюдавший Фудзи — этот национальный символ Японии, — в самое разное время года и время суток то с берега озера, то через могучие деревья, ясным осенним утром и на закате, Хокусай делает прекрасный конус Фудзи олицетворением страны и народа, заставляет ощутить их неразрывность в каждое мгновенье — покоя и драматического напряжения борьбы, тихого трудового дня и бурного праздника. Впервые Хокусай вводит тему океана как тему национальной природы — стихии, наполняющей драматизмом все существование народа и одновременно дающей ему пищу, охватывающей тысячи больших и малых островов Японии. На весь мир стала известной знаменитая «Большая волна» (ее полное название «В морских волнах у Канагава») из серии «36 видов Фудзи» с ее небывалой мощью и незабываемой красотой вздымающихся синих валов с шапкой белой пены, напоминающей лапу дракона. И как контраст этому неуемному движению возвышается вдали белоснежная гора, олицетворение незыблемости и силы духа. В синтезе универсальной темы столкновения стихий и конкретного эмоционального впечатления художник добивается небывалого по размаху эпического звучания пейзажа. К теме Фудзи Хокусай возвращается снова в 30-е годы, создав прославленный альбом «Сто видов Фудзи». В предисловии к альбому писатель Рютэй Танэхико писал: «В этом альбоме запечатлен дух старца [Хокусая]. Гора Фудзи — единственная и самая высокая, так и произведения старца единственны и выше полутора тысяч дзё». Сам Хокусай приложил к альбому своего рода манифест: «С шести лет у меня была привычка изображать все, что я видел. В течение полувека я исполнил очень много картин, однако до 70 лет не сделал ничего значительного. В 73 года я наконец постиг строение животных, насекомых, птиц, растений. Поэтому могу сказать, что вплоть до 80 лет мое искусство будет непрерывно развиваться, и к 90 годам я смогу проникнуть в самую суть искусства, а к ста годам мое искусство, вероятно, станет замечательным. Когда мне исполнится 110 лет, каждая линия, каждая точка — будут сама жизнь. Желательно только, чтобы мои слова о долгой жизни не оказались пустой болтовней». Хокусай не только осознавал все новые и новые возможности, открывавшиеся ему как художнику, но его произведения окрашивались новым лирическим чувством, ощущением того, что он — соучастник всего в мире, что открыто взору «старика, одержимого рисунком», как он подписывал свои гравюры. Н. НИКОЛАЕВА Произведения Хокусая ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru