Ци Байши: картины китайского художника и биография

Регистрация/Вход


Быстро и удобно!

Персоны онлайн

Никакой

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish
Главная Картины известных мастеров Искусство Востока Ци Байши: картины китайского художника и биография
 
 
 

Ци Байши: картины китайского художника и биография

Павел Ин Автор:
Павел Ин


Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
Картины известных художников - Искусство Востока
11.11.2020 14:28

Творчество Ци Байши (1863-1957)

Ци Байши

О Ци Байши слышали даже те, кто почти ничего не знает о китайском искусстве. Как правило, если кто-то помнит имя одного-единственного китайского художника, то имя это — Ци Байши. Слава Ци Байши еще при его жизни (редкий- случай для китайского художника) перешагнула границы Китая.

Венцом этой славы и мирового признания явилось присуждение ему Всемирным Советом мира Международной премии мира. Произошло это в 1956 году, когда художнику было 93 года. И в сознание современников, и в память потомков Ци Байши вошел мудрым долгобородым старцем, последним реликтом классической китайской культуры, чья живая преемственность в его лице протянулась до второй половины XX века. Глубоко символично то, что наиболее значительный художник Китая XX века дожил почти до ста лет и развернул всю многогранность своих талантов уже в преклонные годы. Многогранность в данном контексте не является расхожим искусствоведческим словом, оно в полной мере приложимо к личности Ци Байши, чей творческий потенциал проявился в целом ряде художнических ипостасей — Ци был резчиком по дереву, столяром-краснодеревщиком, резчиком печатей, каллиграфом, поэтом, живописцем. В маленькой статье нет смысла и возможности останавливаться на всех гранях дарования мастера. Остановимся лишь на специфическом для Ци Байши и в то же время характерном для всей китайской культуры феномене старости.

Еще на заре китайской письменной истории мудрецы учили о необходимости следования древним. К этому призывал первый философ Китая Лаоцзы, чье имя буквально означает «Старый Ребенок» — в имени этом воплотились и исторический возраст китайской культуры, младенческой в то время, и ее духовные устремления. Младший современник Лаоцзы Конфуций оставил в своих «Беседах и суждениях» непреложные на последующие две с половиной тысячи лет правила почитания старших и беспрекословного сыновнего послушания — сяо.

Специфически китайский комплекс отношения к человеческому многолетию выражается на разных уровнях культу­ры — в почтительном обращении к старшим «сяншэн», буквально «преждврожденный», в благопожелании «ваньсуй», буквально «10 тысяч лет» (и первое и второе выражения более известны в их японском произношении — «сэнсэй» и «бан-дзай»). Популярностью в народе пользуется добрый старичок Шоусин — бог долголетия; стилизованный иероглиф «шоу» (долголетие) входит во многие орнаментальные композиции.

Сама система ценностей культуры Китая была ориентирована на изучение и воспроизведение опыта великих мужей прошлого. Чтобы считаться достойным и образованным человеком, необходимо было овладеть конфуцианским каноном — прочесть, понять и выучить наизусть древние тексты Пятикнижия и Четверокнижия. Долгие годы требовались для изучения классических сочинений, поэтому молодых гениев китайская культура знает сравнительно мало — можно вспомнить лишь философа Ван Би, умершего 24-х лет, исключительно рано сдавшего все экзамены Су Ши да еще немногих. Куда как более распространен был в китайском обществе другой тип — вечный студент, неустанно до старости изучающий книги и где-нибудь на седьмом десятке наконец сдающий экзамен на степень сюцая («дипломированного специалиста»). Таким студентом ощущал себя до самой смерти и Ци Байши, всегда подчеркивавший неумелость, неискусность и ученический характер своих работ. Незадолго до кончины Ци писал: «Я был чрезвычайно предан литературе и искусству. Я провел более чем 80 лет моей жизни, близящейся к столетию, в занятиях ими, результатом чего явились тысячи моих картин и стихов, а также более тысячи печатей. Мои картины высоко ценятся и на родине и за рубежом. Я удивляюсь, что люди в них видят». Говоря о восьмидесяти годах жизни в искусстве, Ци Байши вспоминает детские опыты копирования всяких картинок, попадавшихся ему на глаза, а также работу резчика по дереву. Учиться живописи Ци Байши стал поздно — в 27 лет. Непосредственным толчком к этому послужило то, что первые наброски Ци увидел некий знаток и предложил ему серьезно учиться. Ци Байши сомневался, не помешает ли его занятиям бедность и не поздно ли ему уже начинать, но, как принято у китайцев, решиться по­могла фраза из классики. В древнем трактате «Троесловие» сказано о знаменитом герое и мудреце: «Су Лаоюань лишь в 27 лет начал серьезно учиться». И Ци Байши начал усиленно предаваться живописным штудиям. Кстати, именно в 27 лет его первый учитель дал ему имя Белый Камень («байши») — по близлежащей заставе. Спустя полвека художник написал стихи об этом времени:

В моей бедной деревушке я начал учиться очень поздно.

И не занимался серьезно до 27 лет.

Была прямо беда — не было даже масла для светильника.

Я зажигал сосновую лучину и читал стихи танских поэтов.

(Пер. Е. В. Завадской)

Лишь близко к сорока годам Ци Байши стал получать средства к существованию за свои живописные работы. Едва совладавши с удручающей бедностью, он отправился в путешествие. До 35 лет Ци не выезжал за пределы родного уезда. Обучение путешествием» с раннего средневековья считалось необходимым условием становления творческой личности. Лишь «избороздив в повозке и пешком добрую половину Вселенной», можно было стать настоящим художником. В многолетних странствиях, перемежавшихся продолжительными остановками в живописных местах и крупных культурных центрах, Ци Байши объездил всю огромную страну, В сорок лет Ци побывал в древнем городе Сиани, откуда направился в северную столицу Пекин, перебравшись через Янцзы и пройдя мимо знаменитой горы Хуа. Потом художник направился к югу. В местности Гунлинь в 42 года ему впервые открылись красота и смысл пейзажной живописи. В общем время путе­шествий и профессионального роста растянулось на десяток лет.

Пейзажи, созданные под впечатлением путешествий, не составляют самой значительной стороны творчества Ци Байши. Первые наиболее важные его успехи, снискавшие ему всеобщее признание, относятся не к живописи, а к искусству резьбы печатей. Этому ремеслу Ци стал учиться еще позже, чем живописи, — в 34 года. Сему, правда, предшествовал опыт работы резчиком по дереву, воспитавший твердость и точность руки. Но вырезывание печатей было невозможно без овла­дения искусством каллиграфии, чему Ци Байши стал усердно учиться в это же время. Как и в других видах творческих увлечений художника, систематические и планомерные занятия в зрелые годы предварялись ранними попытками. Еще в детстве Ци рисовал очертания иероглифов палочкой на песке, затем в школе копировал знаки из старых ксилографов или эстампажей. Серьезные занятия Ци Байши начал с овладения уставным официальным стилем син. Впоследствии он предпочел его легкому и эскизному, словно стремительно струящемуся почерку цаошу. Этот бегло-курсивный стиль соответствует в живописи свободному и лаконичному стилю сей («выражение идеи»).

С годами к Ци Байши приходят все большая независимость и раскованность. Копирование старых мастеров и воспроизведение образцов из сборников печатей и каллиграфических надписей уступают место непосредственному самовыражению. В мудрой старости художник освобождается наконец от бесчисленных правил и начинает следовать одному-единственному правилу — правилу безмятежности и искренности духа. На склоне лет Ци Байши писал: «В искусстве печатей я лишь короткое время работал согласно классическим образцам, позднее я стал резать иероглифы свободно, выражая по воле воображения живое дыхание». За это живое дыхание Ци Байши признан в китайской науке об искусстве крупнейшим мастером гравировки каменных печатей. Китайская оценка его творчества весьма отличается от нашей. В первую очередь его считают великим резчиком, затем выдающимся поэтом и тео­ретиком искусства, потом талантливым каллиграфом и лишь в последнюю очередь — живописцем. Но нет ничего удивительного в том, что для некитайцев тысячи картин и рисунков старого мастера затмевают собой его 300 каменных печатей. Живопись его свободно преодолевает национальные рамки, она общечеловечна.

В 1910-х годах, в возрасте близком к шестидесяти, Ци Байши впервые обращается к изображению живой природы — до этого определяющей в его картинах была роль классиков. «Высокая суть гор и потоков» раскрылась художнику так поздно, но тем глубже и интимнее была его наконец установившаяся связь с дыханием бытия — от грандиозных лесистых гор до ничтожных кузнечиков и креветок.

Креветок Ци Байши писал часто и много. Впервые он обратил на них внимание в 62 года. Спустя четверть века он писал: «Я рисую креветок уже несколько десятков лет и, кажется, только начинаю немного постигать их характер». Странным для нас, привыкших к стремительным ритмам, величе­ственным масштабам и большим темам, кажется пристрастие мастера к этаким пустяковым сюжетам — креветкам, бабочкам, лягушкам и прочей прыгающей и ползающей мелочи. Но есть глубокий и закономерный смысл в том, что китайский художник, долгие десятилетия изучавший многовековое культурное наследие своего народа, прочитавший сотни томов и исходивший десятки гор и озер, в конце своей близкой к сто­летию жизни обратился к малому и хрупко-недолговечному. «Одухотворенный ритм живого движения», который китайские художники искали в течение полутора тысячелетий, и ощущение своей причастности к полноте бытия оказалось возможным найти во всем — мельчайшем и неуклюжем, обы­денном. Один из свитков с изображением стрекоз Ци Байши заключил красным оттиском печати: «Хвала миру вовсе не заключается в ценных созданиях».

Е. ШТЕИНЕР

Галерея работ Ци Байши

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
 
Понравилось? Можно легко и быстро поделиться материалом с друзьями в полюбившихся сервисах:

Комментарии 

 
0 #3 TerryGed 2021-10-05 10:49 La Turchia e un forte attore regionale che si permette di parlare alla pari con Russia, Cina e Stati Uniti. Ankara difende attivamente i suoi interessi nella regione, Цитировать
 
 
0 #2 mmsah 2021-01-18 04:15 Заказать seo поисковую оптимизацию сайта, Заказать услуги по продвижению сайта По всем возникшим вопросам Вы можете обратиться в скайп логин pokras7777Раскр утка сайта под ключ
.Так же собираем базы Обратесь всегда будем рабы вам помочь
Цитировать
 
 
0 #1 monyya 2021-01-13 15:26 Заказать seo поисковую оптимизацию сайта, Заказать услуги по продвижению сайта По всем возникшим вопросам Вы можете обратиться в скайп логин pokras7777Раскр утка сайта под ключ
.Так же собираем базы Обратесь всегда будем рабы вам помочь
Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 

Наше сообщество на Фейсбуке. Присоединяйтесь!

 

Дизайн интерьера

Декорирование интерьера

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2
knopka_add3
продажа картин

Современные художники: жанры, стили, направления

Контакты администратора

 

E-mail: pavelin@mail.ru

Внимание

В арт-сообществе состоит более 1400 авторов. Если публикуемые пользователями портала изображения, статьи нарушают чьи-либо авторские права, законодательные нормы, пожалуйста сообщите администрации сайта. Собственные произведения художники размещают на личной странице профиля пользователя (отображаются в виде мини-эскизов). Картины известных мастеров, публикуемые исключительно с ознакомительно-просветительской целью, размещаются в отдельной статье, посвященной творчеству мэтра.

 

 

Картины современных художников