Василий Поленов: картины, биография мастера пейзажа |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
07.05.2014 17:23 |
Василий Поленов (1844-1927)Портрет кисти Репина художника Василия Дмитриевича Поленова. "Он всегда поражал своей внутренней силой: она чувствовалась в разговоре, в походке, в том, как пронзительно оглядывал Василий Дмитриевич собеседника. Помню, знакомые всегда подчеркивали необычайный ум и образованность Василия Дмитриевича. Едва ли не самая характерная черта Поленова — работоспособность. Труд любил он самозабвенно и, помнится, называл глубоко несчастными тех людей, которые не любили или не умели трудиться". Так вспоминал в свое время о Поленове известный художник Василий Васильевич Мешков.
Имя Поленова знают миллионы людей. Без его картин теперь немыслимо представить себе русское искусство. Доступные и понятные каждому, они несут в народ высокие эстетические и этические идеалы, убеждают нас в том, что подлинно художественные произведения никогда не стареют. Василий Дмитриевич Поленов родился в Петербурге в семье ученого-археолога, большого любителя и знатока искусства. В 1863 году, по окончании гимназии, Поленов поступил в Академию художеств. Занимаясь здесь у П. П. Чистякова, он одновременно учился на юридическом факультете Петербургского университета. Получив университетское и академическое образование, Полено© как пенсионер Академии выехал за границу. Пробыв некоторое время в Италии он направился во Францию и обосновался в Париже в кругу своих близких друзей — И. Е. Репина, В. М. Васнецова, А. П. Боголюбова и других русских художников. Мечтая посвятить себя «исторической живописи, Поленов создал картины: «Право господина» (1874), «Арест гугенотки» (1875), за последнюю он получил звание академика. Вскоре, однако, Поленов понял, что его призвание «всего ближе к пейзажному, бытовому жанру». И действительно, написанные им в Нормандии этюды «Белая лошадка. Нормандия», «Отлив», «Черная лодка», «Пруд в Веле» явились высшим достижением периода пенсионерской поездки. Вернувшись в Россию раньше положенного срока, Поле- нов вскоре отправился в качестве художника на фронт русско-турецкой войны. За участие в боевых действиях он был награжден медалью и крестом. Его фронтовые рисунки, частично печатавшиеся в журнале «Пчела», до сего дня не утратили интереса. В 1878 году Поленов, поселившись (В Москве, /впервые выступил на выставке Товарищества передвижников со своей картиной «Московский дворик». Это произведение принесло художнику заслуженную славу. Вслед за /ним появились составившие целую эпоху в развитии русского пейзажа картины «Бабушкин сад» (1879) и «Заросший пруд» (1879). В пейзажах Поленова все было просто, естественно и прекрасно. Интимная задушевность, тонкая пленерная передача воздуха и света сочеталась в них с завершенностью композиции, точным, четким рисунком. В начале 80-х годов Поленов задумал создать серию картин на библейские сюжеты. С целью изучения природы и обстановки, среди которых протекало действие библейских легенд, художник совершает путешествие в Египет, Сирию и Палестину. Во время путешествия он пишет множество этюдов пейзажного и этнографического характера. Эти этюды были восприняты знатоками искусства как новое слово в русской живописи. Никогда еще до них не было такой мастерской передачи световоздушной среды, такой тонкости отношений, богатства бесчисленных оттенков разных цветов. Однако большая картина «Христос и грешница» (1887), ради создания которой было совершено путешествие на Восток, не стала бесспорным достижением Поленова. Она несла на себе печать отвлеченных «нравственно-утопических представлений и академической условности. Параллельно с созданием полотна «Христос и грешница», Поленов писал лирико-эпические пейзажи русской природы и работал над картиной «Больная» (1886). Новый подъем в творчестве Поленова наступает с его переселением в имение «Борок» (ныне Поленово), расположенное неподалеку от Тарусы. Здесь одно за другим возникают полотна, отражающие «расоту могучей и скромной русской природы («Ранний снег», 1891; «Летом на Оке», 1893; «Золотая осень», 1893; «Стынет», 1893; «Ока с высокого берега», 1898 и др.)» В январе 1905 года узнав, что великий князь Владимир Александрович, бывший президентом Академии художеств, командовал расстрелом демонстрации, Поленов вместе с Серовым отказался от академического звания. Уже стариком, в 1910 году, Поленав начал в Москве широкую просветительскую деятельность в области народного театра. Он сам ставил спектакли, писал декорации, сочинял музыку, читал лекции о театральном искусстве. Много сил и внимания уделял художник педагогической работе. Еще в 1882 году Поленов заменил в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества А. К. Саврасова по пейзажному классу и преподавал там многие годы. Среди учеников Поленова были И. Левитан, К. Коровин, И. Остроухое, А. Головин, С. Иванов, В. Бакшеев, В. Бялыницкий- Бируля, В. Мешков и другие. В 1918 году художник создал один из лучших своих эпических пейзажей «Разлив на Оке». Эта картина воспринимается как обобщенный, поэтически выразительный образ России. За многолетнюю плодотворную художественную и общественную деятельность Поленову одному из первых было присвоено почетное звание народного художника республики. Картины Поленова ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru