Гюстав Курбе: картины, биография художника |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
27.05.2014 16:47 |
Гюстав Курбе (1819-1877)Творчество Гюстава Курбе — одна из высших точек развития западноевропейского изобразительного искусства XIX века — оказало большое влияние на Э. Манэ, К. Моне, О. Ренуара и других выдающихся мастеров живописи. Жан Дезире Гюстав Курбе родился в восточной Франции, в Орнане, маленьком городке департамента Франш Конте. Он происходил из состоятельной фермерской семьи и детство свое провел в деревне. Первоначальное образование Курбе получил в орнанской школе, а затем в Безансонском колледже. Здесь он стал заниматься рисованием и начал посещать курсы изобразительного искусства. В 1840 году юноша приехал ib Париж и, отказавшись от (Карьеры юриста, всецело отдался изучению живописи. Ранние работы Курбе по своему настроению и исполнению были близки романтизму. Они отличались своеобразным, темпераментным восприятием натуры, темным насыщенным колоритом. Их главным действующим лицом был сам художник («Автопортрет с черной собакой», 1842; «Человек с трубкой», 1846 и др.). Революцию 1848 года Курбе встречает с восторгом. Он основывает клуб сподвижников, принимает участие в издании газеты «Голос народа». После кровавей расправы с восставшими художнику приходится покинуть Париж. Вернувшись на родину в Орнан, он за короткое время создает свои лучшие произведения: «После обеда в Орнане» (1848—1849), «Каменотесы» (1849, картина погибла), «Похороны в Орнане» (1849), Естественность и жизненность этих картин, их простой и сочный живописный язык привлекают всеобщее внимание. Уже картина «После обеда в Орнане», где изображены Курбе, его отец и один из друзей художника, слушающие местного скрипача, заставляет Энгра и Делакруа признать Курбе новатором и революционером. В чем же заключалось новаторство Курбе? В правдивом, неприкрашенном показе быта простых людей. Полотно «Каменотесы», представившее зрителям двух рабочих — старика и юношу, — дробящих под палящим солнцем на краю придорожной канавы камни, явилось следующей ступенью в творчестве художника. «Каменотесы» не только вызывали сострадание и сочувствие к безрадостной жизни рабочего, но утверждали значительность этого человека, делали именно его героем нового искусства. Что же касается «Похорон в Орнане», то эта картина правдиво, без какой-либо сентиментальности, более того, с определенной сатирической заостренностью изображала религиозную церемонию. Враждебная всякой идеализации живопись Курбе противоречила официальному искусству, которому покровительствовало правительство. Прогрессивная критика провозгласила Курбе главой реалистического направления, реакционная — обвиняла в нарочитом собирании и выпячивании уродств современной жизни. Новый взрыв возмущения в буржуазных кругах породила картина «купальщицы» (1853), где художник дал образец реалистической трактовки обнаженного тела. Публично демонстрируя свое отвращение к новому искусству, император Наполеон Ш, побывавший в Салоне, ударил хлыстом по повернутой спиной к зрителю обнаженной фигуре на картине Курбе и чуть не разорвал полотно. Нападки и оскорбления сыпались на художника со всех сторон. Отвечая на них, он устраивает персональную (выставку под названием «Павильон реализма», где экспонирует 34 картины и 4 рисунка («Деревенские барышни», 1851; «Веялыцицы», «(Встреча [«Здравствуйте, господин Курбе]», 1854; «Ателье», 1855 и др.). С конца 50-х годов Курбе создает ряд замечательных пейзажей, марин. Пишет обнаженные модели. Среди его тематических картин этого периода нельзя обойти молчанием антиклерикальное полотно «Возвращение кюре» (1863). Во время Парижской коммуны Курбе примыкает к числу ее сторонников. Его выбирают в члены Коммуны в качестве Народного комиссара по делам искусств. После падения Коммуны реакция бросает Курбе в тюрьму. Художника обвиняют в разрушении Вандомской колонны и приговаривают к выплате огромной суммы на восстановление этого памятника. Когда написанные в тюрьме картины — модель «Женщина из Мюнхена» и натюрморт «Фрукты» — Курбе после освобождения посылает в Салон, жюри отвергает их. Представитель правительства Тьера заявляет: «Эта не от- носится к искусству». В 1873 году Курбе, спасаясь от травли, эмигрирует из Франции и находит приют в Швейцарии. Здесь он продолжает работать. Он пишет швейцарские ландшафты, создает скульптуру «Республика Гельвеция», медальон «Женщина с чайкой» и др. Однако немногие из этих работ по своему художественному уровню могут сравниться с картинами периода расцвета его творчества. Картины КурбеTags: ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru