Ван Донген: картины, биография художника фовиста |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
10.02.2019 14:53 |
Кес Ван Донген (1877—1968)Кес (Корнелис) Ван Донген, сын голландского пивовара, приехал в Париж в 1897 году из Роттердама. Подобно многим молодым художникам, он считал Париж, так сказать, обетованной землей для людей искусства — тем единственным городом, в котором может жить и дышать художник. Если раньше, в 1860—1870-е годы молодые немцы, англичане, голландцы приезжали, чтобы познакомиться с французскими музеями, взять несколько уроков у прославленных мэтров или в многочисленных академиях, то к началу XX века положение изменилось. В Париж хлынул целый поток молодых, талантливых, бедных (настолько бедных, что, в сущности, они не могли платить за уроки) и дерзких юношей, которые не мыслили себе жизни вне Парижа и именно там хотели найти свое место на художественной арене. Их творчество органически влилось в общее русло французского искусства, и более того — обогатило его новыми неожиданными влияниями и открытиями и сыграло значительную роль в формировании искусства XX века. Среди этой молодежи были художники самых разных творческих устремлений. Их объединяло одно — твердая уверенность в том, что именно им предстоит создать новое искусство, соответствующее духу времени, свежее, свободное от условностей. Стремление к независимости заставляло их переносить неизбежные лишения даже с некоторой бравадой. Они были полны энтузиазма и презрения ко всякой буржуазности. У них были свои центры тяготения, свои «вожди»: каждая новая вещь Матисса или Пикассо воспринималась как некое событие, как стимул для дальнейших поисков. Но главным духовным вождем этой ищущей молодежи был поэт Гийом Аполлинер, От него и от кружка его ближайших друзей расходилось мощное влияние, захватывающее все больше и больше художников и поэтов, жаждущих обновления искусства. Встречи друзей происходили в «Бато-Лавуар» — мастерской Пикассо на одной из улочек Монмартра — или в соседнем кабачке «Проворный кролик», хозяин которого, папаша Фреде, весьма сочувственно относился к своей бесшабашной клиентуре. Впрочем, не такая уж она была бесшабашная. И для Аполлинера, и для Пикассо творчество являлось органической необходимостью; что бы ни происходило, они ощущали потребность работать в полную меру творческих способностей. Эта атмосфера самозабвенного творчества и составляла главную притягательную силу «Парижской школы». Ван Донген естественно вошел в этот круг. Его столь же увлекает атмосфера сборищ в «Проворном кролике», сколь и опыты с чистым цветом Матисса и его друзей по мастерской Гюстава Моро. С этой группой он выставляется в Осеннем салоне 1905 года — на так называемой выставке «диких». Выставка вызвала у публики взрыв негодования и возмущения. Но внимание к молодым художникам было привлечено. О них заговорили. Резкая экспрессивная живопись Ван Донгена выглядела наиболее вызывающей. Если Матисс и Марке искали гармонии чистых полнозвучных тонов, т.о Ван Донген сознательно строил свои композиции на раздражающем сопоставлении контрастов. Его живопись, нервная, едкая, близка к экспрессионизму. Недаром именно Ван Донгена молодые немецкие экспрессионисты из группы «Мост» пригласили участвовать в совместной выставке. В 1920-е годы Ван Донген становится модным живописцем. Его раздражающая манера, его повышенная и эффектная экспрессивность оказались именно тем, чего жаждало современное общество, охваченное после первой мировой войны судорожной погоней за развлечениями. Художник сам становится частью этого общества, необходимым персонажем светской хроники — о его богатстве, о его экстравагантных выходках говорит весь Париж. Удивительно, однако, что в это время Ван Донген сумел целиком сохранить свои качества живописца. Он не льстил своей публике. Светские портреты написаны резко, вызывающе, почти презрительно. Их отличает не только живописная виртуозность, но и точность психологической характеристики — подчас довольно жестокой. Кричащий вкус эпохи, мода на вызывающие туалеты, на нелепые украшения — все это было для Ван Донгена материалом, из которого он создавал гротескные, одновременно притягательные и отталкивающие образы. Конечно, при том образе жизни, который вел Ван Донген, и при его огромной продуктивности манера его сделалась несколько однообразной. Розовые тона тела, грубо оттененные зеленым, размытый фон, подчеркнутая линия подведенных глаз — это стандартные приемы, по которым сразу можно узнать почерк Ван Донгена. Но в его лучших вещах чувствуется жизнь, горячая кровь и острый взгляд прирожденного художника. Галерея картин ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru