Пьер Прюдон: картины, биография. От классицизма к романтизму. |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
05.03.2013 14:11 |
Пьер Прюдон (Prudhon) (4.4.1758, Клюни, — 14.2.1823, Париж), – французский живописец и рисовальщик. Испытал сильное воздействие античного искусства, живописи Леонардо да Винчи и Корреджо. Писал картины и панно (главным образом на мифологические и аллегорические сюжеты, например "Психея, похищаемая Зефирами", 1808, Лувр, Париж), работал как иллюстратор и литограф. В творчестве Прюдона черты позднего классицизма сочетаются с интимностью, грацией и живописной мягкостью, унаследованными от искусства 18 в.; вместе с тем в ряде произведений, проникнутых экзальтацией или сентиментальностью, Пьер Прюдон предвосхищает настроения, свойственные искусству романтизма. В рамках неоклассицизма живопись Прюдона тяготеет к лирическому началу, в противовес героическому стилю Жака Луи Давида. Тонкостью и смелой выразительностью светотеневой лепки отличаются рисунки Пьера Прюдона (портрет К. Майер, Лувр). Прюдон был одним из лучших портретистов своего времени. Его наиболее известные работы в этом жанре – портреты Мари Маргерит Ланье, императрицы Марии Луизы (1811) и мадам Жарр (1821) из Лувра, мадам Антони с детьми (1796) из Лионского музея и барона Дени (1822).
О творчестве ПрюдонаСовременники ценили живопись Прюдона за мягкость светотени, нежность кисти, изящество и лиризм трактовки сюжета, с гордостью называя его «фраицуским Корреджо». В драматически-напряженную эпоху наполеоновской империи он своим искусством создавал успокоительную иллюзию гармонии, безмятежного бытия, полного наслаждений и красоты, любви и сердечных чувств. Пьер Прюдон был художником Империи, создателем в большей мере стиля ампир. Он писал картины на аллегорические и мифологические темы («Психея, похищаемая зефирами»), оставил несколько религиозных произведений, работал декоратором, оформителем торжественных государственных церемоний, которые так любил Наполеон, был иллюстратором, делал рисунки, по которым изготовлялись различные предметы мебели, ювелирные изделия и т. д. Психея, похищаемая зефирами Однако за всю свою жизнь Пьер Прюдон создал лишь одно произведшие, которое прочно вошло в историю не только французского, но и европейского искусства, — «Правосудие и Возмездие, преследующие Преступление» (1808). Оно было написано под конец жизни для зала суда во Дворце правосудия в Париже. В этом большом произведении, полном сурового драматизма и взволнованного чувства, скрестились как бы два великих направления французского искусства — уходящий с исторической арены классицизм и заявляющий о своем появлении романтизм. Аллегория в своем замысле спроецирована на библейский сюжет убийства Авеля Каином. Картину высоко оценили передовые художники Франции, в частности Эжен Делакруа, назвавший Прюдона «чародеем светотени», а также Жерико, Гро. Правосудие и Возмездие, преследующие Преступление Пьер Прюдон прошел нелегкую школу жизни. Он родился в семье каменотеса и был тринадцатым ребенком. Родители его рано умерли, его воспитали монахи- бенедиктинцы. Первым учителем Прюдона в Дижоие был Ф. Девож, затем он занимался в Королевской Академии живописи и скульптуры. В 1784—1789 годах в качестве пенсионера от Бургундии Пьер Прюдон живет в Италии Во время Великой французской революции Прюдон принимает деятельное участие в художественной жизни страны, пишет портрет Сен-Жюста, с которым завязывает знакомство в период якобинской диктатуры, создает несколько рисунков аллегорического характера: «Свобода», «Французская конституция», «Равенство» и другие. После термидорианского переворота сюжеты Прюдона изменяются. Он снова пишет аллегории: «Богатство», «Искусстве», «Наслаждение», «Философия». Но если в период революции аллегории Прюдона были остры, то теперь они приобрели отвлеченно мечтательный характер. Прюдона перестали волновать идеи служения человечеству. Характерные черты произведений художника глубоко родственны искусству XVIII столетия: грациозность воображения, чувствительная привлекательность и галантность в трактовке аллегорий и античной мифологии, стремление очаровать зрителя, перенести его в атмосферу чувственно-утонченных переживаний. Слава его была огромна в среде новоявленной наполеоновской аристократии, однако современники упрекали его в фальшивой приглаженности колорита, манерности и сентиментальности. В эпоху Империи его успех стал расти. Он выполнил заказ на роспись потолков некоторых залов Лувра, оформлял коронацию Наполеона, сделал рисунок колыбели для наследника Наполеона, был учителем живописи его жены Марии Луизы. Трагическим событием в жизни Прюдона было самоубийство его любимой ученицы Констанции Мейер в 1821 году. Ее портрет в технике пастели принадлежит к лучшим созданиям лирического таланта Прюдона. Прюдон-портретист реализовался наиболее совершенно в женских изображениях, таких как «Портрет г-жи Антона с детьми» (1796), «Портрет императрицы Жозефины» (1805). Рисунки художника изящны и живописны, часто выполнены на голубой бумаге с выделением светлых и темных мест белым и черным карандашом. Он успешно выступал и как иллюстратор, в частности, большой известностью пользовались его рисунки к сочинениям Ж.-Ж. Руссо и к романам очень популярного в то время писателя-сентименталиста Бернардена де Сен- Пьера. Прюдон оставил целую плеяду подражателей, из которой ни один не стал сколько-нибудь выдающимся мастером. В 1808 году он создал свой шедевр «Правосудие и Возмездие, преследующие Преступление», словно перечеркнув все, чем занимался всю жизнь,— картину, достойную кисти большого художника, наполненную пафосом протеста против жестокости и низости, взывающую к лучшим чувствам людей, клеймящую братоубийство, картину, пронизанную благородным сильным чувством, занявшую почетное место в Лувре. Картины Прюдона
Tags: ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru