О Д.Филове |
Информация художников - Сообщения художников |
09.08.2011 00:06 |
В.П. Самохвалов, Психолог-культуролог, профессор. Сегодня мы представляем крымского художника Дмитрия Филова, создавшего собственное, не имеющее аналогов направление в живописи, условно именуемое «Крымский космизм». Существует два способа познания мира: средствами науки и искусства. При внешней очевидной разнице между ними существует и нечто объединяющее эти две группы средств. Это нечто – символическая функция. Произведения искусства, которые концентрируют эту функцию, являются уже чем-то бóльшим, чем правильно организованными стимулами восприятия, включающими цвет, форму, линию или звук. Поэтому такие работы приоткрывают тайны мира с неменьшей, а может быть, и с бόльшей силой, чем научные законы. Художник тогда выступает как инструмент, как проводник до него неизвестного, но сущего. Благодаря своему методу и собственной уникальности он воплощает идею Первотворения. Такой Дмитрий Филов и таковы его работы. Живопись Филова – это не только нового направление в авангардном искусстве, но и, прежде всего новая психотехника, которая выражается в полифонии его композиций лишь как в одной из областей применения. В его работах присутствует эволюционизм. Материализация, аналитика и эволюционизм на самом деле не являются для него самоцелью, но представляют собой просто часть его личности, поэтому они естественны, и кажется, непонятны ему самому. Материализация бессознательного у Дмитрия Филова выражается в спонтанности и автоматичности. При погружении в собственные глубины достигается такой уровень, который является универсальным и практически безличным. КАК РАЗ ЭТО УДАЕТСЯ ТОЛЬКО ЕМУ. Собственные комплексы Филова не волнуют, т.к. он обращается к общечеловеческим ценностям. Это не свой мир, но настоящий и подлинный мир пра-формы и пра-цвета. Это «разумные души» Порфирия, «украшенные тела» Ямвлиха и «сущности» Григория Сковороды, это тот субстрат и та материя, которые неразрывно существуют с Душой. Действующее начало присутствует во всех, даже самых «спокойных» его работах. На них изображено ни что иное, как процесс мышления, но на том его этапе, когда мысль еще не стала словом, но была пра-образом. На этом этапе единство «видеть, чувствовать и понимать» было естественным и функциональным. Открытием Филова является материализация процесса эволюции символа. Для того чтобы понять значение такого открытия, следует вспомнить, что в индивидуальном развитии отражаются все основные этапы развития вообще. Это, кажется, подозревает и сам художник, говоря, что является частицей прошлого. Он начал заниматься живописью в 1972 году и в течение последующих четырех лет находился под значительным влиянием Ван Гога и Гогена. И хотя теперь практически ничего не осталось в его искусстве от того периода, уже тогда основные принципы его перехода были сформированы. Возникла и укрепилась вера в себя, способность к самоотверженности. Подобно этим художникам он пустился в путь, твердо зная, что он верен, но, еще не зная, куда он его приведет. С 1976 по 1981 г.г. он пишет портреты и композиции, которые сам характеризует как период «ночных улиц, пустырей и предчувствия беды». Ночное небо, необычные позы, одиночество и бессмысленность в облике одних его персонажей контрастируют с жаждой духовности других. Кажется, его путь может оборваться в любую минуту, но вместо этого он открывает ту Сущность и тот мир, которые присутствуют в его искусстве последних лет. С 1981 по 1985 г.г. он создает свою «Праматерию». На этом этапе в композициях практически неуловимы правое и левое, верх и низ, взгляд, фиксируясь на отдельных деталях декоративных элементов, с не меньшим интересом переходит к другим. Это то, из чего может вырасти все, что угодно. С 1985г. в работах Дмитрия Филова появляются знаковые конструкции, и он приступает к формированию нового языка и новой письменности. В работах организуется верх и низ, символы связываются с геометрией пространства, и рождаются антропоморфные образы. В живопись включаются множественные первоэлементы, восходящие к бессознательным символам сино-тибетской и амидо-хамитской письменности. Взаимодействие этих текстов перерастает в настоящую Теургию, благодаря чему становится понятно обожествление элементарных тотемов, знаков, символов. Смысловое содержание работ оказывается заключенным в трех сферах. Первая сфера – «сфера большого знака», который чаще антропоморфен, вторая – «сфера среднего знака», окружающая предыдущую, третья – «сфера коммуникативных знаков», которые пронизывают всю картину и являются ее тканью. Последнюю сферу художник исследует отдельно, многократно увеличивая. Так, постепенно, шаг за шагом, он следует путем Демиурга. Залы, последовательно заполненные его работами, превращаются в новые храмы, где предметом поклонения является сама Эволюция от Праматери до чего-то еще не существующего. Южная Европа, как давний исток богоисканий, является благодатной почвой, на которой Дмитрий Филов взращивает свои картины. ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru