Армянский художник Акоп Коджоян

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2
knopka_add3
продажа картин

Регистрация/Вход


Быстро и удобно!

Авторов онлайн

Никакой

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Гостей онлайн

Сейчас 479 гостей онлайн
Главная Статьи об искусстве Армянский художник Акоп Коджоян
 
 
 

Армянский художник Акоп Коджоян

Павел Ин. Автор:
Павел Ин.


Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Статьи об искусстве - Статьи о искусстве
Автор: Павел Ин.   
04.04.2013 18:48

 

В творческом наследии народного художника Армянской ССР Акопа Карапетовича Коджояна (1883 —1959), в первую очередь, поражает разнообразие жанров и видов искусства, которыми он занимался: большие живописные полотна, небольшие этюды с натуры, гравюры на дереве, офорты, акварельные листы, быстрые рисунки и наброски, эскизы для керамических форм и различных ювелирных изделий...

 

Рассматривая небольшие графические произведения Коджояна, испытываешь чувство глубокого интереса к мастеру, чья мысль обращается к стилистике старых мастеров-миниатюристов, с одной стороны, и к поискам художников начала XX века — с другой. Широта формальных исканий, тематическое и стилевое разнообразие были особыми свойствами этого выдающегося армянского графика и живописца, занявшего почетное место в истории национальной культуры.

Коджоян родился в семье мастера-ювелира, в городе Ахалцихе. Это была семья потомственных мастеров по золоту и Серебру, переселенцев из Эрзерума — города, славившегося на весь Восток своими ремеслами, изделиями рук своих художников. В мастерской отца и провел Коджоян свои детские годы, здесь начал рисовать, пробовал свои силы в ювелирном деле. И когда шестнадцатилетним юношей он уезжает в Москву, целью его усовершенствования остается прикладное искусство — он поступает в мастерскую гравера Прусова. Овеянное духом народной фантазии мастерство «злато-кузнеца» останется при нем навсегда, останется и школа гравировального искусства, полученная у Прусова. Но юноше хочется большего! И в 1903 году он едет в Мюнхен — Мекку граверов и рисовальщиков начала нашего века. Там он поступает учиться в студию Антона Ашбэ, у которого в то время обучались и многие художники из России: И. Э; Грабарь, Д. Н. Кардовский, М. В. Добужинский, И. Я. Билибин. В Мюнхене в эти годы получили образование и такие величайшие советские графики, как В. А. Фаворский и А. И. Кравченко.

Но после двухлетнего обучения у Ашбэ, а затем — в Мюнхенской Академии художеств, которую Коджоян окончил в 1907 году, жизнь сложилась так, что в течение более чем десятка лет искусством он почти не занимался. Сначала отбывал воинскую повинность, потом началась первая мировая война, потом — гражданская. В 1918 году Коджоян поселяется в Ереване, а с 1920-го, со времени установления Советской власти в Армении, выступает с плакатами, карикатурами на злобу дня в мастерской, организованной по примеру «Окон РОСТА» Маяковского. Но листы эти не дошли до нас: события дашнакского «путча» в феврале 1921 года заставляют художника провести два года за пределами Армении, в Тавризе. Здесь он создает ряд полотен, с которых и начинается «коджояновская» линия в армянском искусстве. Картины «Улица в Тавризе» и «Столовая в Тавризе», по существу, открыли его путь в искусстве, в них были заложены многие черты, навсегда оставшиеся приметами творчества Коджояна. Это, во-первых, фантазия, особый волшебный дух, пронизывающий пространство его картин и образы героев, во-вторых, это умение стилизовать свое произведение в духе иных культур и эпох.

Эти свойства и сделали Коджояна впоследствии блестящим иллюстратором, под кистью и пером которого литературные персонажи обретали подлинную жизнь — они действительно вырастали из этой эпохи, из той среды, о которых повествовал текст! Причем сами «объекты» коджояновского иллюстрирования — это такие сложнейшие в смысле своей внутренней стилистики произведения, как «Книга пути» великого революционера и новатора в армянской поэзии — Егише Чаренца (1933); сборник песен поэта и ашуга XVIII века Саят-Нова (1945); героический эпос «Давид Сасунский», к которому художник обращался в 1922, 1935 и 1958 годах; сборники армянских народных сказок, среди которых — ранний шедевр его творчества, иллюстрации к сказке «Азаран-Блбул» («Тысячеголосый соловей») в записи Г. Агаяна, а также «Сказки и легенды» М. Горького (рисунки для этой книги получили авторское одобрение). Фантастическое приобретало достоверность, настолько пластически достоверным оно виделось художнику. Стихия творческого вымысла была именно той, в которой он постоянно жил — отсюда наивность, динамичность и яркость его иллюстраций к сказкам, умение внести в малый лист и героику, и юмор, и волшебство, точно так, как это удается в самой сказке — законченной «малой форме» народного творчества.

Но было бы ошибкой исчерпывать характеристику творчества Коджояна его прекрасной книжной графикой, надо указать и на станковые листы («Ахалцихские женщины» ) и на живописные произведения художника. В 1930 году им было создано монументальное полотно «Расстрел коммунистов в Татеве», картина, с которой было бы справедливо начинать «летосчисление» советской тематической армянской живописи. И сегодня мало что можно поставить рядом с этой композицией в качестве сравнения — такова сила трагического противопоставления героев, воплощающих суть изображенного здесь страшного события времени революции и установления Советской власти в Армении, таковы убедительность «обескровленного» колорита, динамика композиции, напоминающая ранние полотна А. Дейнеки, и глубокая символичность каждого элемента изображения — от тающих вдали куполов церквей до безумного кровавого глаза опустившей голову лошади. И если один край творческих исканий Коджояна обозначить его работами, связанными с революционной темой, а другой — десятком удивительных по красоте и орнаментальной выдумке эскизов к кувшинам и вазам из керамики, фаянса, серебра, станет ясно, какого масштаба, какой широты интересов в жизни и искусстве был этот художник.

 

О культуре Армении смотрите: Армения презентация. О достопримечательностях Армении.

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
Обновлено 23.10.2017 17:23
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 

 

Дизайн интерьера

Декорирование интерьера

Современные художники: жанры, стили, направления

Контакты администратора

 

E-mail: pavelin@mail.ru

Внимание

В арт-сообществе состоит более 1400 авторов. Если публикуемые пользователями портала изображения, статьи нарушают чьи-либо авторские права, законодательные нормы, пожалуйста сообщите администрации сайта. Собственные произведения художники размещают на личной странице профиля пользователя (отображаются в виде мини-эскизов). Картины известных мастеров, публикуемые исключительно с ознакомительно-просветительской целью, размещаются в отдельной статье, посвященной творчеству мэтра.

 

 

Картины современных художников