Сергей Конёнков: скульптуры, биография |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
18.06.2014 11:19 |
Сергей Тимофеевич Коненков воплотил в своем творчестве, в многочисленных изваяниях, им созданных, традиции и дерзания большого периода в развитии русской и советской скульптуры. Признанный мастер-монументалист он в своих произведениях открывает целый мир бурных страстей и светлых мечтаний современников, свидетелей революционных сдвигов истории. Могучее самобытное искусство Коненкова, как бы вобравшее в себя живительные соки земли русской, корнями своими уходит в народную жизнь. Сам Сергей Тимофеевич родился в крестьянской семье, в деревне Караковичи Смоленской губернии. И труд земледельца и народная поэзия вошли в его судьбу с ранних детских лет, формируя ум и характер. Первая работа, исполненная после окончания Московского Училища живописи, ваяния и зодчества и после заграничной поездки, была посвящена теме труда. Статуя называлась «Камнебоец» (1898) и была одним из немногих тогда типических изображений русского рабочего человека. В дальнейшем Коненков отошел от жанровой трактовки избираемых им тем. Его дипломная работа в Петербургской Академии художеств «Самсон» (1902) заключала в себе основные тенденции монументальности и символики, которым суждено было развиться в зрелом творчестве художника. Эта громадная фигура, построенная на пластических гиперболах, воплощавшая образ титана-бунтаря, казалась современникам смелым вызовом традициям и отражала предчувствие революционной бури, жившее в душе ее создателя. К лучшим произведениям Коненкова принадлежит мраморная головка «Нике» (1906). По-своему она претворяет ту же линию философской символики, которая становится для Коненкова основной в эти годы. Причем концентрация чувств, или идей в его образах принимает убедительные жизненные формы, отчего сила их эмоционального воздействия только возрастет. Так, идея Победы (Ние— по-гречески) передана скульптором в милом нежном лице совсем юной девушки с ярко выраженными национальными русскими чертами. Моделью для скульптора служила работница с Трехгорки, но образ Нике как бы очищен от портретных черт, не потеряв характерности он превратился в поэтическое воплощение радости, полета, победы. Это удивительное подлинно поэтическое переосмысление натуры — одна из сильнейших черт творчества Коненкова. Если Нике как бы олицетворяла народную веру в победу даже после поражения революции 1905 года, то непосредственно революционным боям скульптором была отдана дань в образах «Ивана Чуркина» (1906) и «Атеиста». В 1909—1910 годах в творчестве Коненкова оживают образы русских сказок, былин и сохранившейся в крестьянских поверьях языческой мифологии. «Старички-полевички», «лесовики», «Великосил», «Стрибог», «Еруслан Лазаревич» изваяны из дерева, их формы скульптор находил и выявлял в самой структуре древесного ствола, в причудливых извивах корней, в сучках и наростах. Среди этих работ выделяется мраморная скульптура «Бах» (1901) — своеобразное воплощение идеи музыки. В 1912 году Коненков совершил путешествие в Грецию. Может быть отсюда берет начало его увлеченность мрамором и обнаженным телом в последующий период времени («Женский торс», «Сон», 1913). Великая Октябрьская революция внесла в творчество скульптора новые перспективы. Он работает над мемориальной доской для Кремлевской стены «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (1918), вырезает в дереве «Ватагу Стеньки Разина». Затем его вниманием почти безраздельно овладевает скульптурный портрет. В большинстве своем скульптурные портреты Коненкова выходят из жанра камерных станковых произведений. Богатырская сила монументального дарования, углубленное видение мира позволяют ему ставить и решать в портретных изображениях более широкие задачи. Почти каждый его портрет — это эскиз памятника, независимо от размера, и, как правило, каждый несет какую-нибудь идею. Шаляпин — титанический артистизм натуры, Достоевский — мучительную душевную раздвоенность, Павлов — покоряющую силу разума,— все эти образы наделены гораздо большими достоинствами, чем простое портретное сходство. Некоторые из этих работ, исполненные в 30-х годах, были переведены в мрамор уже в 50-х, когда скульптор вернулся в Советский Союз после двадцати лет жизни за границей. Родина встретила Коненкова с любовью и доверием, он переживает новый творческий подъем. Статуя «Освобожденный человек» (1947), являющаяся развитием тех творческих замыслов, которые вдохновляли скульптора в молодости, портреты М. П. Мусоргского (1953), Чарльза Дарвина (1954), скульптура «Колхозница* (1954), выполненная в дереве в широкой декоративной манере, портрет греческого патриота Никоса Белояниса, фриз на здании Института геохимии им. Вернадского, фриз для театра в Петрозаводске, и, наконец, «Автопортрет» (1954) — составляют еще одну часть бесценного вклада умудренного жизнью мастера в искусство. ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru