Творчество скульптора Евгения Александровича Лансере, биография и произведения

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2
knopka_add3
продажа картин

Регистрация/Вход


Быстро и удобно!

Авторов онлайн

Никакой

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Гостей онлайн

Сейчас 940 гостей онлайн
Главная Статьи об искусстве Творчество скульптора Евгения Александровича Лансере, биография и произведения
 
 
 

Творчество скульптора Евгения Александровича Лансере, биография и произведения

Павел Ин. Автор:
Павел Ин.


Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Статьи об искусстве - Статьи о искусстве
Автор: Павел Ин.   
03.07.2020 10:50

Евгений Александрович Лансере/1848-1886/ 

Евгений Александрович Лансере

В развитии русской скульптуры второй половины XIX века нашли своеобразное отражение характерные черты демокра­тической культуры этого времени. Новое понимание задач искусства воплотилось в утверждении народных идеалов, в обращении к непосредственному отображению жизни и быта человека, в простоте и доступности художественного языка. Наиболее полно эти задачи времени смогла выразить скульптура малых форм, так называемая мелкая пластика. Один из замечательных скульпторов, Е. А. Лансере, все свое творчество посвятил скульптуре малых форм, жанровой скульптуре.

Евгений Александрович Лансере родился в Моршанске, в семье военного инженера. С детских лет проявились спо­собности мальчика к рисованию и лепке. Очень удавались ему изображения животных и особенно лошадей. Родители поощряли любовь сына к изобразительному искусству, и он брал уроки рисования у художника, окончившего Акаде­мию художеств в Петербурге. Специального художественно­го образования Е. А. Лансере не получил. В 1869 году он окончил юридический факультет Петербургского универси тета и получил ученую степень магистра права. Однако наука не мешала талантливому юноше заниматься любимым делом. Он посещал мастерские живописцев и скульпторов, старательно овладевал техникой литья. В год окончания уни­верситета им были представлены первые скульптурные рабо­ты на ежегодной выставке в Академия художеств з Петер­бурге, и они были тепло приняты современниками. Первые награды, успех у широкой публики, хорошие отзывы кри тики придали уверенность таланту, и Е. А. Лансере ста­новится скульптором.

Небольшие скульптурные композиции привлекают внима­ние разнообразием тем, острой наблюдательностью в изобра­жении, интересными бытовыми деталями. Темы художник находил в своих многочисленных путешествиях. Он изъездил всю Россию, побывал на Украине, на Кавказе, в Башкирии, в Киргизии, совершил большое путешествие по Ближнему Востоку. Результатом поездок являлись его работы, вдохнов­ленные новыми впечатлениями. Художника влекут мир коче­вых народов, их обычаи и нравы. С большой точностью воссоздаются народные костюмы, снаряжение всадников, их оружие, предметы быта. Скрупулезная, можно сказать, научная точность вызывала нападки критики, которая счи­тала творчество Е. А. Лансере не художественным, а ско­рее «этнографическим» явлением. Горячо защищал худож­ника от несправедливых наладок В. В. Стасов, который в своих статьях высоко оценивал работы скульптора.

Каждая скульптурная композиция Е. А. Лансере — это не­большой рассказ, насыщенный подробностями. И для каж­дого скульптурного образа художник находит выразительную форму.

Ранняя работа «Крестьянин верхом» (1873) изображает медленно бредущую после тяжелого трудового дня худую, замученную лошаденку, на которой, сгорбившись от уста­лости, сидит крестьянин. Мягкая моделировка скульптур­ной формы, плавная линия силуэта раскрывают пластиче­скую выразительность фигур. В другой ранней работе. «За­порожец после битвы» (1873), создан образ драматически- взволнованный. передающий напряжение прошедшего боя. Спокойно и уверенно восседает на могучем боевом коне побе­дитель-запорожец. На поводу всадник ведет коня убитого -ям врага. Конь оглядывается назад, призывает погибшего хозяина. Скульптурная форма здесь лепится энергично, ли- аия силуэта становится упругой, пружинистой.

«Запорожец после битвы» относится к небольшой груп­пе скульптур на историческую тему. Одной из лучших ра­бот на эту тему является «Святослав» («Ляжем костьми, не посрамим земли русской!», 1886). Всадник обращается к сво­им воинам перед решающим сражением. Гордый, величавый жест героя передает эмоциональную взволнованность. Об­раз полон патетической силы, героической романтики древ­ней истории.

Художника волновали и драматические события совре­менной жизни. Серия скульптур посвящена русско-турецкой войне 1877 —1878 годов: «Переход через Балканы», «Утрата товарища», «Группа болгар и турок» и другие.

Но главное место в творчестве Е. А. Лансере занимала жанровая скульптура. Художника интересует обыденная жизнь человека, его каждодневный труд. К этой группе скульптур принадлежат: «Возвращение с поля крестьянок Рязанской губернии», «Украинец-плужник», «Деревенская няня». «Тулухча, тифлисский водовоз», «Чабан», «Кабил —

продавец воды», «Нищий», «Грузинская арба» и другие.

К концу 1870-х — началу 1880-х годов относятся наибо­лее известные скульптурные композиции Е. А. Лансере — «Ловля дикой лошади» (конец 1870-х гг.) и «Киргизский ко­сяк на отдыхе» (1880). Первая передает драматическую, стихийную борьбу человека и животного, яростное напря­жение сил. Вторая создает образ гармоничного покоя, един­ства и слияния жизни человека и жизни природы. Выра­зительные движения людей, лошадей, жеребят, естественная слаженность композиции многофигурной скульптуры свиде­тельствуют о зрелости мастера.

Почти все работы Е. А. Лансере отлиты в бронзе, которая была любимым материалом скульптора. Бронза хорошо под­дается окончательной обработке, и это качество металла отлично отвечало ювелирной тонкости, необыкновенной тщательности в проработке деталей. Многочисленные отлив­ка скульптур были широко распространены в России н за ее пределами, что способствовало большой популярности твор­чества Е. А. Лансере.

Е. А. Лансере умер молодым, в Нескучном {ныне Харь­ковской области Украинской ССР). Он стал родоначальни­ком художественной династии. Его сын, Е. Е. Лансере — русский и советский художник, живописец н график, ма­стер монументально-декоративного и театрально-декорацион­ного искусства, его дочь — 3 Е Серебрякова, русский ху­дожник, живописец.

Т. ЮШКЕВИЧ

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
Обновлено 03.07.2020 14:27
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 

 

Дизайн интерьера

Декорирование интерьера

Современные художники: жанры, стили, направления

Контакты администратора

 

E-mail: pavelin@mail.ru

Внимание

В арт-сообществе состоит более 1400 авторов. Если публикуемые пользователями портала изображения, статьи нарушают чьи-либо авторские права, законодательные нормы, пожалуйста сообщите администрации сайта. Собственные произведения художники размещают на личной странице профиля пользователя (отображаются в виде мини-эскизов). Картины известных мастеров, публикуемые исключительно с ознакомительно-просветительской целью, размещаются в отдельной статье, посвященной творчеству мэтра.

 

 

Картины современных художников