Театральный художник Александр Головин: картины, биография

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2
knopka_add3
продажа картин

Регистрация/Вход


Быстро и удобно!

Авторов онлайн

Никакой

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Гостей онлайн

Сейчас 599 гостей онлайн
Главная Картины известных мастеров Яркие личности в искусстве Театральный художник Александр Головин: картины, биография
 
 
 

Театральный художник Александр Головин: картины, биография

Павел Ин. Автор:
Павел Ин.


Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве
06.02.2013 13:18

АЛЕКСАНДР ГОЛОВИН (1863–1930),  русский живописец, театральный художник, сценограф, представитель символизма и модерна.

Александр Головин. Автопортрет.

Автопортрет на фоне красного платка. 1919

 

 Биография Головина

Александр Яковлевич Головин не сразу нашел свое призвание как художник театра. Окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он сблизился с мамонтовским кружком, пробовал себя и в станковой живописи, и в прикладном искусстве; сотрудничал с Е. Д. Поленовой, вместе с Врубелем занимался майоликой в абрамцевской мастерской, по приглашению Врубеля участвовал в декоративной разработке фасада гостиницы «Метрополь». На Всемирной выставке 1900 года в Париже работал вместе с Константином  Коровиным над созданием русского павильона и был удостоен золотой и серебряной медалей. Весь этот накопленный художественный опыт, так же как заграничные поездки, где Головин знакомился с современным западным искусством, дали богатейшие всходы в его работе театрального художника, к которой он пришел только в возрасте 35 лет. Уже первая его работа — оформление оперы А. Корещенко «Ледяной дом» на сцене Большого театра в Москве в 1898 году — вызвала многочисленные, правда, во многом противоречивые отклики. Головин осуществил новое понимание роли художника в создании театрального спектакля и в следующей своей работе — декорациях к опере «Псковитянка» с Шаляпиным в роли Грозного (1901). И Константин Коровин и Головин утверждали необходимость целостного художественного замысла всей постановки и придавали огромное значение эмоциональному воздействию декораций на зрителя. С 1902 года деятельность Головина протекает в Петербурге, где он занял должность художника-консультанта при дирекции императорских театров. Он много работает как в музыкальном, так и в драматическом театре, и здесь уже начинает складываться его собственный, головинский стиль, определивший новаторский подход художника к декоративному решению спектакля. Отличительными чертами этого стиля являются яркая театральность, живописное и эмоциональное богатство декораций, оригинальность пространственных решений сценического оформления, совершенно новое понимание функции театрального костюма.

Многие постановки Головина стали истинно этапными, и в первую оче­редь это относится к «Кармен» на сцене Мариинского оперного теат­ра (1906), где было положено начало головинской Испании, очищенной от оперных штампов, с их кричащей пестротой и грубой экзотикой. Его полные драматизма сце­нические картины оказались в удивительном созвучии с музыкой Бизе. Выдающимся успехом пользовались постановки в его оформ­лении пьес Ибсена «Дочь моря». «Привидения» и «Маленький Эйольф», где в каждом спектакле была найдена своя цветовая среда и выражено в цвете настроение каждой картины.

Уже тогда Головин стал вводить в свои постановки портальные сукна, специально написанные для обрамления действия данной пьесы. Позднее он начал широко пользоваться своими знаменитыми занавесами с изощренно разработанным орнаментом, неизменно служившими выражению  общественной и эстетической идеи спектакля. С осени 1908 года начался самый, пожалуй, блестящий период творчества Головина: произошла его встреча с Мейерхольдом. Они проработали вместе свыше десяти лет. В предисловии к своей книге «О театре» (1912) Мейерхольд писал: «Два имени никогда не исчезнут из моей памяти: Головин и покойный Н. Н. Сапунов, это те, кому, как и мне, приоткрыты были потайные двери в страну чудес». Сказано это было за пять лет до главного головинского чуда — «Маскарада». Среди совместных спектаклей Мейерхольда и Головина — оперы Мусоргского, Даргомыжского, Глюка, балет «Арагонская хота», «Два брата» Лермонтова, «Стойкий принц» Кальдерона, «Гроза» Островского, «У врат царства» Гамсуна...

Вслед за петербургскими успехами приходит и успех европейский: Дягилев привлекает Головина к участию в «Русских сезонах» в Париже. В сезоне 1908 года Головин создает эскизы декораций к спектаклю, завоевавшему мировую славу, — «Борису Годунову» с Шаляпиным в заглавной роли, а в 1909 — к балету Стравинского «Жар-птица».

В череде блестящих спектаклей Мейерхольда — Головина была постановка, имевшая особое значение в становлении творческих принципов обоих мастеров. Это мольеровский «Дон-Жуан» на сцене Александринского театра (1910). Быть может, впервые открытая театральность столь дерзко заявила о себе. Спектакль шел без занавеса, игровая площадка вынесена к первым рядам кресел, слуги просцениума — арапчата — хозяйничали, расставляя предметы обстановки, зажигая свечи, звеня колокольчиками, зрительный зал и сцена составляли как бы один из пышных салонов во дворце Людовика XIV. Смена места действия обозначалась сменой пейзажей или гобеленов, заключенных в раму и замыкавших сцену. И хотя главной задачей постановщиков было стремление возродить роскошь старинного придворного спектак­ля, постановка выразила вместе с тем настроение и эстетическую атмосферу 10-х годов. Пышная роскошь «Дон-Жуана» таила в себе оттенок зловещей гибельности. Еще определеннее эти тенденции выразились в эпохальном для обоих художников и для истории русского театра спектакле на сцене Александринки — «Маскарад» Лермонтова. Это была последняя премьера империи, она состоялась 26 февраля 1917 года, в канун падения самодержавия. А готовилась она в течение нескольких лет, достаточно сказать, что, по свидетельству самого Головина, им было сделано около четырех тысяч рисунков, куда входили и многочисленные варианты эскизов декораций, занавесов, костюмов, гримов, бесчисленное количество зарисовок мебели, разного рода светильников, узоров тканей, бесконечное число предметов обихода, начиная от посуды, ваз, фарфоровых статуэток и кончая чернильницами, пудреницами и кошельками...

Тенденция соединения сцены и зрительного зала в одно целое нашла в спектакле «Маскарад» свое замечательное продолжение. Это достигалось при помощи лепного белого с золотом портала, таких же балюстрад просцениума и двух лестниц, спускавшихся в зал и повторявших декор зрительного зала Александринского театра, созданного Росси. Все десять картин спектакля и пять занавесов к нему были разработаны с изумительной живописной щедростью, богатейшей фантазией, необыкновенным художественным вкусом. А вкус у режиссера и художника был абсолютным. Все было взаимосвязано и воплощено в необыкновенной гармонии с общим замыслом постановки.

Этот спектакль вобрал в себя все прежние искания художника и постановщика, впечатление от него было грандиозным. После Октября художник продолжает свою работу в петроградских театрах. Параллельно с работой театрального художника Головин в течение всей жизни занимался станковой живописью, при этом несомненно, что обе сферы его деятельности дополняли и питали друг друга. Живописные работы формировали его как театрального художника, театр ввел в его живопись ярко выраженное декоративное начало, что проявилось и в портрете, и в пейзаже, и в натюрморте. Среди портретов, исполненных Головиным, одни из самых интересных — портрет Мейерхольда в красной феске у зеркала, серия портретов Шаляпина в ролях (Борис Годунов, Мефи­стофель, Демон и Олоферн), сюита «испанок». Изысканно красивы его натюрморты, орнаментально сказочны пейзажи.

Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда. 1917

Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда. 1917

Под конец жизни Головин тяжело болел и несколько отошел от практической работы в театре, однако в последние годы ему суждено было пережить еще один небывалый сценический триумф. Им была оформлена комедия Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» на сцене Художественного театра в постановке Станиславского (1927). Опираясь на свой прежний опыт, Головин мог создать еще один блестящий спектакль с тюлями и живописными занавесами, но он пошел по другому, совсем новому для него пути. На круге была построена пленительная по изяществу объемная декорация, где в ритме «безумного дня» мгновенно сме­нялись комната Сюзанны, спальня графини, покои графа, боскеты ночного парка... С исключительным даром мастер сумел соединить в этой постановке колористические чудеса живописи с живой игрой форм и объемов. Премьера состоялась 28 апреля 1927 года. Последняя работа Головина в театре относится к 1929 году. Это было оформление спектакля «Отелло» Шекспира во МХАТе в постановке Станиславского.

Статья  из книги "Сто памятных дат. Художественный календарь 1980"

 

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 

Дизайн интерьера

Декорирование интерьера

Современные художники: жанры, стили, направления

Контакты администратора

 

E-mail: pavelin@mail.ru

Внимание

В арт-сообществе состоит более 1400 авторов. Если публикуемые пользователями портала изображения, статьи нарушают чьи-либо авторские права, законодательные нормы, пожалуйста сообщите администрации сайта. Собственные произведения художники размещают на личной странице профиля пользователя (отображаются в виде мини-эскизов). Картины известных мастеров, публикуемые исключительно с ознакомительно-просветительской целью, размещаются в отдельной статье, посвященной творчеству мэтра.

 

 

Картины современных художников