Мазаччо: картины, фрески, биография художника |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
22.07.2018 13:41 |
Творчество Мазаччо (1401—1428)Города Италии, ставшие практически самостоятельными государствами в одном большом государстве, достигли в XV веке небывалого расцвета. Слава об их богатствах распространилась по всей Европе. Необычайно высокого уровня достигли торговля и промышленность. Люди, ощутившие нравственную и экономическую свободу, стремились достичь полной независимости от какой-либо вышестоящей власти, добивались политической свободы. Даже в городах с единоличной властью тиранов объединения купцов, промышленников и ремесленников имели большой вес в городском управлении. Жизнь городов наполнилась непривычным доселе ощущением полнокровного бытия и радости жизни. Каждый человек ощутил свою собственную силу, свою независимость и возможность отстаивать эту независимость. Итальянское искусство, вдохновленное античным идеалом гармонично развитой человеческой личности, пошло по пути научного познания и аналитического изучения окружающего мира. Оно как бы спустилось с высот духа на землю, увидело человека в его реальной жизненной среде, ощутило пульс земного бытия. Конечно, при этом была утрачена цельность складывавшегося веками художественного организма средневекового искусства. Но взамен пришло новое: искусство встало на научную основу, на смену авторитетному канону пришел аналитический ум художника-ученого, художника-эрудита, художника-гуманиста. На пороге создания нового искусства в Италии стоят три художника, которые по праву считаются его основоположниками. Это архитектор Филиппо Брунеллески, разработавший теорию перспективы, ваятель Донателло, в скульптуре воплотивший идеи ренессансного искусства, и живописец Мазаччо. Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, прозванный Мазаччо, был по происхождению и складу характера настоящим флорентинцем. Он чутко воспринял веяния новой эпохи. Буквально витавший в воздухе Флоренции дух раскрепощения челозека от традиций и догм «снизошел» и на Мазаччо. Художник, в полной мере оценивший свои силы, задался целью сделать живопись, по словам автора жизнеописания художника Вазари, «не чем иным, как воспроизведением при помощи только рисунка и красок живых произведений природы такими, какими они ею порождены». Тот же Вазари со свойственной ему высокопарностью говорит, что Мазаччо «постоянным трудом преуспел настолько, что мог считаться среди первых, кто в наибольшей степени освободил искусство от жесткости, несовершенства и затруднительностей, и он же дал основные начала красивым позам, движениям, величавости и живости, а также известной выпуклости, поистине действительной и естественной, чего никогда не достигал до него ни один художник». В самом деле, Мазаччо последовательно развил все то, что было интуитивно предугадано великим Джотто. Вдохновленный античностью, он, как и Джотто, обратил свой ищущий взор к природе, стал учиться у нее, подражать ей. Между 1425 и 1428 годами Мазаччо создал свои лучшие произведения: фреску с изображением Троицы в церкви Сайта Мария Новелла и росписи в капелле Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине. Последние представляют наибольший интерес, так как это целый монументальный комплекс, хорошо сохранившийся и дающий ясное представление о творческих замыслах Мазаччо. Фрески, посвященные деяниям апостолов, были начаты Мазолино, а после Мазаччо были завершены Филиппино Липпи. Основная часть работ принадлежит все же нашему мастеру. На примере росписей капеллы видно, сколь тщательно Мазаччо изучал природу, как хорошо знал анатомию человеческого тела и с каким усердием следовал законам линейной перспективы. В его живописи уже видны зачатки воздушной перспективы, которая с таким блеском будет развита Леонардо да Винчи. Манера письма у Мазаччо смелая, широкая, размашистая, подобная героям его работ, активным и деятельным людям. Все это вполне соответствовало идеалам современности, потому что, как писал историк итальянского искусства Б. Бернсон, от «живописи ждали изображения новых людей, предназначенных для великих целей, так как этого хотело новое поколение, которое верило в силы человеческого разума и в свою власть над миром». Лучшая фреска капеллы Бранкаччи — «Чудо со статиром». Христа и его учеников заставляют платить подать при входе в город. Христос прерывает возникший спор и заставляет Петра пойти на берег озера и у первой пойманной рыбы вынуть изо рта монету. Петр исполняет это повеление и отдает сборщику податей деньги. Мазаччо использует прием соединения нескольких действий в одной сцене. В центре — Христос, окруженный учениками. Слева, на берегу озера, мы видим апостола Петра, вылавливающего рыбу. Он же изображен и среди учеников в центре. Справа около городских ворот тот же Петр отдает деньги сборщику податей. Таким образом, только одного Петра мы видим в этой фреске три раза. Но эта условность нисколько не разрушает композиционного и смыслового единства всей сцены. Все воспринимается как вполне реальное действие. Массивные фигуры апостолов в красных, зеленых и фиолетовых одеяниях подобны крепкой архитектуре или прямым деревьям пейзажа, в котором происходит действие. В этих фигурах чувствуется влияние скульптуры, а в изображении архитектуры — знание законов перспективы. Фреска производит столь убедительное впечатление, что кажется возможным не только ее видеть, но и проникнуть вовнутрь, быть среди этих людей, реально осязать этот мир. Мазаччо умер в самом расцвете. Он ушел столь внезапно, что многие подозревали тут скорее отравление, чем иную случайность.Говорят, что при известии о смерти Мазаччо, Филиппо ди сер Брунеллески сказал: «Мы понесли с кончиною Мазаччо величайшую утрату». Он горевал неутешно, тем более, что покойный с великим старанием объяснял ему многие правила перспективы и архитектуры. Мазаччо был погребен в той самой церкви дель Кармине в 1443 году. И если тогда же над его могилой не было поставлено никакого памятника, потому что при жизни его мало ценили, то после смерти его не преминули почтить нижеследующими эпитафиями: Писал — и холст картин стал жизни равен. Поставил, оживил и дал движенье, И дал им страсть. Всем прочим в поученье Был Бонаротто; я с ним рядом славен. Галерея картин Мазаччо ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru